Цели урока:
- образовательная: научить составлять и понимать блок-схемы при решении математических задач, по созданному алгоритму писать программы на языке программирования Turbo Pascal; сформировать навыки программирования в среде Turbo Pascal;
- развивающая: развитие алгоритмического мышления; формирование ИКТ - компетентности;
- воспитательная: способствовать формированию бережного отношения к оборудованию и умению работать в группе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: урок-размышление с элементами выполнения практической работы на ЭВМ.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация;
- карточки - задания.
- компьютерный класс.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний и умений.
- Сообщение темы и цели урока.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление нового материала. Решение задач.
- Выполнение заданий на компьютере.
- Самооценка учащихся. Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
№ п/п |
Основное содержание учебного материла |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный момент |
|||
|
|
Проверяет готовность к уроку. |
Показывают выполненное домашнее задание. |
2. Актуализация опорных знаний и умений |
|||
Презентация. Слайд 1. |
|
Задает вопросы на повторение и актуализацию знаний. |
Ученики дают подробные пояснения к вопросам. |
3. Сообщение темы и цели урока |
|||
Презентация. Слайд 2. |
Линейные алгоритмы и программы |
Учитель: сегодня мы научимся составлять блок-схемы и программы при решении математических задач. |
Записывают тему урока в тетрадь. |
4. Объяснение нового материала |
|||
Презентация. Слайд 3. |
Линейным называется алгоритм, все действия которого выполняются строго последовательно. Рассмотрим задачу 1. Найдите сумму и произведение трех введенных с клавиатуры чисел. Входные данные: 1 2 3. Выходные данные: S=6, P=6. Учитель обращает внимание учащихся на структуру линейного алгоритма.
|
Алгоритм решения задачи:
|
Записывают блок-схему, программу в тетрадь, отвечают на поставленные вопросы учителя по ходу составления программы. Один из учащихся реализует полученную программу на интерактивной доске и тестирует её. |
5. Закрепление нового материала. Решение задач |
|||
Презентация. Слайд 4. |
Задача 2: Даны длины двух катетов прямоугольного треугольника. Определить периметр этого треугольника. Входные данные: 3 4 Выходные данные: P=12
|
Учитель задает наводящие вопросы, обсуждает путь решения задачи:
|
Ученик выходит к доске, выполняет задание, делает пояснения. Проверка задания осуществляется набором на компьютере программы другим учеником. |
6. Выполнение заданий на компьютере 7. Самооценка учащихся. Итоги урока |
|||
Презентация. Слайд 5,6. Слайд 7. |
Примеры: 11 div 5= 10 div 3= 2 div 3= 22 mod 5= 14 mod 5= 31 mod 16= Задание 3. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы: а := 6*15 + 4; b := (a div 10) + 2; a := (b mod 10) - 1; 1) a=1, b=11 2) a=0, b=9 3) a=94, b=11 4) a=0, b=11 |
Учитель рассматривает арифметические операции с целыми числами. Решение задач. Объясняет выполнение задания, раздает карточки с заданиями. |
Учащиеся делают записи в тетрадях. Выполняют задания по вариантам. Обмениваются тетрадями, проверяют решение на компьютере. Оценивают самостоятельно друг друга. |
8. Домашнее задание |
|||
Презентация. Слайд 8, 9. |
Задача 4. C клавиатуры вводится натуральное число. Найдите последнюю цифру числа. Задание: составить блок-схему, программу и *.pas. |
Учитель комментирует условие задачи, совместно с учащимися устно строит алгоритм решения задачи. |
Учащиеся записывают задание, отвечают на вопросы учителя. |
Литература:
- Демонстрационные варианты ЕГЭ 2004-2009 гг.
- Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов. — СПб: Тригон, 2009.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория знаний, 2003.
- Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ-2010. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. В.Р. Лещинера / ФИПИ. — М.: Интеллект-центр, 2010.
- Якушкин П.А., Ушаков Д.М. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Информатика. — М.: Астрель, 2009.
К уроку прилагается презентация.