Урок русского языка для 4-го класса по теме "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Вырабатывать умение составлять художественное описание картины

2. Отрабатывать навык работы в группе

3. Познакомить с творчеством В.М. Васнецова, А.П. Бородина

4. Развивать аналитическо-синтезирующее мышление

5. Развивать познавательные умения (составление плана пересказа текста)

6. Развивать познавательно-информационную комтентность

7. Развивать художественную культуру

8. Воспитывать патриотизм

Оборудование: мультимедийное оборудование, опорные карточки, презентация (Приложение 1), запись симфонии №2 А.П. Бородина (Приложение 3).

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.  Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова Ивана Никитина (слайд №1):

Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!

II. Эмоциональный настрой

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

(О богатырях)

- Совершенно верно. Сегодня мы ещё раз обратимся к славным страницам истории нашего Государства.

- Сейчас я предлагаю поиграть в ассоциации. Вам необходимо одним словом сказать, с чем вы ассоциируете богатырей.  (Схема вычерчивается учителем на доске.)

- На уроках литературного чтения мы знакомились с былинами.  Назовите, пожалуйста, имена богатырей.

(Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)

- Какова центральная идея, проходящая через былины?

(Идея защиты Русской земли)

- Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Богатыри стали воплощением мужественности, честности, преданности Родине.

Эти величественные образы в своё время вдохновили В.М. Васнецова на создание картины, которая нам известна под названием “Богатыри”. Сегодня мы попробуем создать словесное описание этого творения.  (слайды №2,3)

III. Рассказ об истории создания картины

Виктор Михайлович Васнецов - замечательный русский художник. Двадцать лет он работал над своим шедевром. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси. В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В апреле 1898 года картина была закончена и куплена П. М. Третьяковым для его галереи.

Ещё одно распространённое название картины — «Три богатыря». Первоначальное же, авторское, название было более длинным — «Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович… примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

IV. Организация работы в группах

- Для дальнейшей работы нам придётся разбиться на три группы:

  • Илья Муромец (1ряд)
  • Добрыня Никитич (2 ряд)
  • Алёша Попович (3 ряд)

- Каждая из групп получает опорные карточки следующего содержания:

1) Возраст богатыря

2) Расположение на картине

3) Выражение лица

4) Одежда

5) Доспехи

- В итоге команде необходимо будет представить описание того богатыря, именем которого она названа.

V. Работа над содержанием картины

- Итак, давайте обратимся к репродукции картины. (Дети под музыку симфонии №2 А.П. Бородина рассматривают репродукцию картины)

- Определите кто здесь  Илья Муромец, кто Добрыня Никитич и кто Алеша Попович.

(Илья Муромец (слайд № 4,5) старший из богатырей, находится в центре.
У него спокойное мужественное лицо. Богатырь хорошо вооружён: на голове – шлем, в левой руке – щит, с правой же свешивается палица, виден колчан со стрелами. Илья зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

- Теперь послушайте, что говорится в былине об Илье Муромце:

На заставе был богатырь Илья
Илья Муромец, сын Иванович,
Из-под славного города из-под Мурома,
Из того ли села Карачарова,
И конь под Ильёю лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол…

- Теперь обратимся к описанию Добрыни Никитича.

( Добрыня Никитич (слайд № 6,7) порывист, быстр, скор, благороден. У него светлые волосы, удлиненный нос, полные губы. Богатырь готов нестись в бой в любую минуту. Он уже сжимает рукоятку меча, чтобы кинуться на врага.
И конь ему под стать, вот-вот сорвётся с места.
Одет Добрыня богаче других богатырей.)

- Сейчас обратимся к былинному описанию богатыря:

“Растёт Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются с лица, бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный.”

- Настала очередь самого молодого богатыря – Алёша Попович.

(Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы ловко пустить. Богатырь с усмешкой, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги. (слайды № 8,9))

- Что же говорит былина о богатыре?

А и был там Алёша Попович – млад,
Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.

- А теперь я попрошу выбрать представителя команды, который прочитает описание своего богатыря.  (Ученик у доски зачитывает составленное командой описание.)

VI. Описание природы (слайд №10)

- На бескрайних просторах гуляет ветер и гонит по небу тяжелые грозовые тучи, пригибает к земле буйные травы, развевает лошадиные гривы. За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов, под ногами богатырских коней колышется ковыль. А все вместе эти детали заставляют нас почувствовать мощь богатырскую.

VII. Рефлексия

- Как вы думаете, что хотел сказать Виктор Михайлович своей картиной?

( Васнецов прославляет защитников России.
Он хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили Родину.)

VIII. Работа над составлением плана сочинения (слайд №11)

1. О художнике, создавшем картину.

2. Описание богатырей.

3. Природа на картине.

4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

5. Что хотел сказать В.М. Васнецов своей картиной?

IX. Устное описание картины

По составленному плану несколько человек описывают картину, остальные дополняют их рассказ.

X. Домашнее задание

- Написать сочинение по картине В.М. Васнецова “Богатыри”.

Приложения

  1. Работы детей (Приложение 2)
  2. Список использованной литературы (Приложение 4)