Цели урока:
1. Вырабатывать умение составлять художественное описание картины
2. Отрабатывать навык работы в группе
3. Познакомить с творчеством В.М. Васнецова, А.П. Бородина
4. Развивать аналитическо-синтезирующее мышление
5. Развивать познавательные умения (составление плана пересказа текста)
6. Развивать познавательно-информационную комтентность
7. Развивать художественную культуру
8. Воспитывать патриотизм
Оборудование: мультимедийное оборудование, опорные карточки, презентация (Приложение 1), запись симфонии №2 А.П. Бородина (Приложение 3).
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова Ивана Никитина (слайд №1):
Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!
II. Эмоциональный настрой
- Как вы думаете, о ком мы будем говорить?
(О богатырях)
- Совершенно верно. Сегодня мы ещё раз обратимся к славным страницам истории нашего Государства.
- Сейчас я предлагаю поиграть в ассоциации. Вам необходимо одним словом сказать, с чем вы ассоциируете богатырей. (Схема вычерчивается учителем на доске.)
- На уроках литературного чтения мы знакомились с былинами. Назовите, пожалуйста, имена богатырей.
(Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)
- Какова центральная идея, проходящая через былины?
(Идея защиты Русской земли)
- Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Богатыри стали воплощением мужественности, честности, преданности Родине.
Эти величественные образы в своё время вдохновили В.М. Васнецова на создание картины, которая нам известна под названием “Богатыри”. Сегодня мы попробуем создать словесное описание этого творения. (слайды №2,3)
III. Рассказ об истории создания картины
Виктор Михайлович Васнецов - замечательный русский художник. Двадцать лет он работал над своим шедевром. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси. В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В апреле 1898 года картина была закончена и куплена П. М. Третьяковым для его галереи.
Ещё одно распространённое название картины — «Три богатыря». Первоначальное же, авторское, название было более длинным — «Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович… примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
IV. Организация работы в группах
- Для дальнейшей работы нам придётся разбиться на три группы:
- Илья Муромец (1ряд)
- Добрыня Никитич (2 ряд)
- Алёша Попович (3 ряд)
- Каждая из групп получает опорные карточки следующего содержания:
1) Возраст богатыря
2) Расположение на картине
3) Выражение лица
4) Одежда
5) Доспехи
- В итоге команде необходимо будет представить описание того богатыря, именем которого она названа.
V. Работа над содержанием картины
- Итак, давайте обратимся к репродукции картины. (Дети под музыку симфонии №2 А.П. Бородина рассматривают репродукцию картины)
- Определите кто здесь Илья Муромец, кто Добрыня Никитич и кто Алеша Попович.
(Илья Муромец (слайд № 4,5) старший из
богатырей, находится в центре.
У него спокойное мужественное лицо. Богатырь хорошо вооружён: на
голове – шлем, в левой руке – щит, с правой же свешивается палица, виден колчан
со стрелами. Илья зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального
взгляда.)
- Теперь послушайте, что говорится в былине об Илье Муромце:
На заставе был богатырь Илья
Илья Муромец, сын Иванович,
Из-под славного города из-под Мурома,
Из того ли села Карачарова,
И конь под Ильёю лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол…
- Теперь обратимся к описанию Добрыни Никитича.
( Добрыня Никитич (слайд № 6,7) порывист,
быстр, скор, благороден. У него светлые волосы, удлиненный нос,
полные губы. Богатырь готов нестись в бой в любую минуту. Он уже сжимает
рукоятку меча, чтобы кинуться на врага.
И конь ему под стать, вот-вот сорвётся с места.
Одет Добрыня богаче других богатырей.)
- Сейчас обратимся к былинному описанию богатыря:
“Растёт Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются с лица, бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный.”
- Настала очередь самого молодого богатыря – Алёша Попович.
(Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы ловко пустить. Богатырь с усмешкой, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги. (слайды № 8,9))
- Что же говорит былина о богатыре?
А и был там Алёша Попович – млад,
Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.
- А теперь я попрошу выбрать представителя команды, который прочитает описание своего богатыря. (Ученик у доски зачитывает составленное командой описание.)
VI. Описание природы (слайд №10)
- На бескрайних просторах гуляет ветер и гонит по небу тяжелые грозовые тучи, пригибает к земле буйные травы, развевает лошадиные гривы. За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов, под ногами богатырских коней колышется ковыль. А все вместе эти детали заставляют нас почувствовать мощь богатырскую.
VII. Рефлексия
- Как вы думаете, что хотел сказать Виктор Михайлович своей картиной?
( Васнецов прославляет защитников России.
Он хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них,
любили Родину.)
VIII. Работа над составлением плана сочинения (слайд №11)
1. О художнике, создавшем картину.
2. Описание богатырей.
3. Природа на картине.
4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.
5. Что хотел сказать В.М. Васнецов своей картиной?
IX. Устное описание картины
По составленному плану несколько человек описывают картину, остальные дополняют их рассказ.
X. Домашнее задание
- Написать сочинение по картине В.М. Васнецова “Богатыри”.
Приложения
- Работы детей (Приложение 2)
- Список использованной литературы (Приложение 4)