Цель:
- дать первичное представление о структуре компьютерной памяти;
- актуализировать изученные ранее в курсе математики подходы к представлению числовой информации;
- рассмотреть понятие «система счисления»;
- развивать умение работать в группе.
Компетенции: формирование коммуникативной компетенции.
Технологии: личностно-ориентированные (использование приемов критического мышления)
Оборудование: презентация (УМК Л.Босова 6 класс), наглядный материал (различные виды систем счисления), карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель нашего урока – вспомнить известные вам различные системы счисления, классифицировать их и определить, какая из систем счисления используется для сохранения информации в компьютерной памяти.
II. Актуализация знаний
а) Вопрос на повторение устройства компьютера: какие устройства относятся к устройствам ввода, вывода, обработки и хранения. (Учащиеся, отвечая, выходят из-за парт и выстраиваются в две команды).
б) Как по-другому можно назвать диск, дискету? (носитель). На какие две группы можно разделить носители? (древние и современные). Каждой группе дается 10 секунд, чтобы обсудить ответ. Одна группа перечисляет древние носители, другая современные, кто отвечает садиться.
Вспоминая, системы счисления мы снова встретимся с различными носителями информации.
III. Работа по новой теме
а) Презентация УМК Л.Босовой (слайд – определение о системе счисления)
б) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 – какая это система счисления? (десятичная) Почему? (10-цифр) В каком виде представлена информация? (числовом)
в) Вавилонская система счисления.
Это число 33.
г) Славянская кириллическая нумерация.
И это число 33.
д) На квитанции об уплати подати на Руси можно было увидеть такие значки. (см. рисунок в Приложении 1). Какая сумма в рублях и копейках была указана? (Ребята высказывают предположения) Проверьте себя, откройте учебник на странице 92. (1232 рубля 24 копейки)
е) Как же называлась одна из первых систем счисления и чем она отличалась от других?
Используем прием Инсерт (читают текст в учебнике с пометками). Работа по тексту.
ж) Классификация систем счисления (по мере обсуждения на доске и в тетрадях появляется схема)
Система счисления (кластер, заполняется по мере знакомства с системами счисления)
з) Выполняют задание по Римской системе счисления:
Н |
ХХ-Х |
Ц |
CXXIII |
П |
ХХХ- V |
А |
LVII |
E |
XL+IX |
И |
MCCI |
О |
C - I |
Я |
DXVII |
Д |
M -CM |
|
|
Заполняя вторую стоку таблицу должно получиться:
10 |
49 |
25 |
99 |
100 |
1201 |
123 |
1201 |
99 |
10 |
10 |
57 |
517 |
Н |
Е |
П |
О |
З |
И |
Ц |
И |
О |
Н |
Н |
А |
Я |
и) Почему Римскую систему счисления назвали непозиционной? (значение числа не зависит от позиции)
А как называется десятичная система счисления? (позиционной)
(Слайды из презентации Л. Босовой «Системы счисления» слайды 7-14)
Десятичная система счисления сложилась 400 г. н.э. в Индии. С 1200 г. н. э. эту нумерацию начали применять в Европе. Как вы считаете почему спустя десятилетия остановились на десятичной системе счисления? (у человека 10 пальцев на руке)
Но были и другие системы счисления 12-ричная, 60-ричная, где до сих пор используются эти системы счисления? (столовые сервизы на 12 персон, измерение времени).
к) Какой системой счисления удобнее пользоваться компьютеру? У него есть пальцы, руки? Конечно, рук у него нет, но проанализируем некоторые объекты:
- Вилка, у которой два пальчика,
- Кнопка включения, которая принимает только два положения вкл и выкл,
- Мышь у которой и только две клавиши.
У компьютера своя система счисления и называется она двоичная, 1- есть импульс, 0 – нет импульса.
Память компьютера можно представить виде поля в клеточку, где ячейки заполнены 1 и 0.
Давайте попробуем записать пример в кодировке Windows.
IV. Практическая работа на компьютере
В графическом редакторе Paint по 8 ячеек в строке с помощью кодировочной таблицы записать пример 1+2=3, использовать копирование.
V. Проверка. Итог
- Каких видов бывают системы счисления? Какая система счисления используется при представлении информации в компьютере?
VI. Домашнее задание
Нарисовать инопланетянина и записать систему счисления, которую используют на его планете.
VII. Рефлексия
На доске два листочка с синквейнами об уроке, прикрепите магнитик на тот листок, который отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку.
1.
Урок
Загадочный, долгожданный.
Открываем, спорим, отгадываем.
Учиться, оказывается, интересно.
Чудеса!
2.
Урок
Скучный, пустой.
Тянется, длится, ползет.
Как это надоело.
Тоска.