Цель: закрепить знания о классах неорганических веществ, отработать умения называть вещества по формулам, составлять формулы по названиям.
Оборудование: компьютер, проектор, маркерная доска, Периодическая таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимостей, презентация по программе Power Point.
Технология: урок-игра ведется по принципу телевизионной программы “Своя игра”.
Ход урока
Учащиеся делятся на четыре команды, выбирают командира и по жеребьевке номер команды. На экране высвечивается слайд с блоками тем: оксиды, кислоты, основания, соли. Каждый блок содержит по четыре вопроса с баллами 10, 20, 30, 40. На разминке учащиеся дают определения классов. Затем по очереди выбирают тему и вопрос с определенным баллом. Если команда ответит неправильно, то его баллы забирает правильно ответившая команда.
Вопросы блока “Оксиды”
- Назовите вещества и определите к какой группе оксидов они относятся? (слайд 3)
- P2O5 Cu2O NO.
- Составьте химические формулы следующих веществ и напишите формулы соответствующих гидроксидов: оксид серы (VI), оксид стронция, оксид углерода (II). (слайд 4)
- Какое соединение называется сухим льдом и где оно применяется? (слайд 5)
- Какой объем составляет 66г углекислого газа? (слайд 6)
Вопросы блока “Кислоты”
- Назовите вещества и определите к каким группам кислот они относятся? HNO3 HCL H2SO4 H3PO4. (слайд 7)
- Составьте химические формулы следующих веществ и напишите формулы соответствующих оксидов: Серная кислот. Угольная кислота. Фосфорная кислота. (слайд 8)
- Что такое индикатор? Какими индикаторами определяют кислую среду? (слайд 9)
- Определите массовую долю кислорода в угольной кислоте. (слайд 10)
Вопросы блока “Основания”
- Назовите вещества и определите к какой группе оснований они относятся? NaOH Fe(OH)2 Cu(OH)2. (слайд 11)
- Составьте химические формулы следующих веществ и напишите формулы соответствующих оксидов: гидроксид магния, гидроксид железа (III), гидроксид калия. (слайд 12)
- Какими индикаторами определяют щелочную среду? Какие ионы образуют щелочную среду? (слайд 13)
- Вычислите количество молекул содержащихся в 10 г гидроксида натрия. (слайд 14)
Вопросы блока “Соли”
- Назовите вещества и определите к какой группе солей они относятся? (слайд 15) CaCO3 Cu(NO3)2 Na2HPO4.
- Составьте химические формулы следующих веществ: нитрат алюминия, силикат бария, сульфит лития, хлорид железа (111). (слайд 16)
- Какие химические формулы имеют: поваренная соль, известняки, фосфориты. (слайд17)
- Определите массовую долю соли, если в 135 г воды растворено 15 г нитрата натрия. (слайд18)
В конце урока проставляются оценки по участию в работе команды.