Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний ЗОЖ, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Но здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни и воспитания в семье. Поэтому работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей проводится в сотрудничестве с семьей. Ведь только совместная работа сможет дать полноценные результаты по воспитанию здорового и физически развитого ребенка. Семья является персональной средой жизни ребенка от самого его рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, в своей работе выделила три основных направления работы:
- Изучение условий воспитания и развития детей в семье, выявление и распространения передового опыта семейного воспитания.
- Создание оптимальных условий для полноценного физического воспитания детей в детском саду и в семье.
- Повышение педагогической культуры родителей посредством пропаганды медико-педагогических знаний.
Проведенные в начале года диагностирование, опросы, анкетирование детей и родителей по разделу "Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными" показали, что:
- 82.5 % детей проявляют активный интерес к занятиям по физической культуре: в играх активны, положительно относятся ко всем предлагаемым и особенно новым упражнениям; осуществляют элементы контроля за действиями сверстников, замечают нарушения правил в играх.
- 65.2% - владеют главными элементами техники движений, способны самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа, увлечены процессом, но не всегда обращают внимание на результат.
Анкетирование родителей показало, что:
- Воспитание детей в семье, существенно отличается от воспитания в детском саду - 89,2% У молодых родителей недостаточно медико-педагогических знаний, воспитание в семье осуществляется в основном стихийно - 71,8%.
- Не проводят дома закаливания - 71,4 %.
- Во многих семьях детская потребность в движении удовлетворяется не полностью - 62,4 %.
- Нет дома физкультурного уголка для ребенка - 58 %.
По результатам проведенной диагностики и анкетирования были поставлены следующие задачи:
- Познакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в группе и ДОУ.
- Повысить педагогическую культуру родителей.
- Добиваться соблюдения единства требований воспитания здорового ребенка в детском саду и семье.
- Воспитывать осознанное отношение у детей к ведению здорового образа и занятиям физической культурой в семье и детском саду.
- Изучить и использовать в работе лучший опыт семейного воспитания.
В начале года составила перспективный план по работе с семьей, который включил в себя анкетирование "Условия воспитания и развития детей в семье", различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, как с детьми, так и родителями.
В своей работе при составлении плана, постановке задач по воспитанию ЗОЖ и физического развития детей использовала программу "Детство" и методические рекомендации таких авторов как В. М. Кузнецова, Н. В. Алябьева, А. С. Галанов, А. И. Пензулаева, В. Г. Фролов, Н. Н. Авдеева и другие.
Для пополнения предметно-развивающей среды группы провела смотр - конкурс нетрадиционного оборудования, которое можно использовать в любых игровых ситуациях. Родители охотно откликнулись, с их помощью были изготовлены различные атрибуты (коврики здоровья, мешочки, мобильные тренажеры и др.) для организации здорового образа жизни детей группы.
Привлекаю родителей к организации и проведению прогулок, подвижных игр. Взаимное общение сближает родителей и детей. Совместные прогулки позволяют и взрослым и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплачивают семью. Они являются равноправными партнерами в игре, и конечно же постепенно учатся играть в подвижные игры. Детям нравится, когда папы и мамы принимают участие в их играх: играют с ними в "Салки", футбол, катаются с горки, осваивают вместе с детьми различные упражнения.
Очень интересным получился конкурс детских рисунков "Мой любимый вид спорта", который выявил любимые виды спорта каждой семьи воспитанников нашей группы. Например, семья Даниил С. любит плавать и ходить на лыжах, Игоря - кататься на велосипеде, а Савелия Л. - кататься на коньках.
Популярны среди родителей, такие формы работы, как "Дни открытых дверей", "Дни здоровья", спортивные досуги. Такие мероприятия способствуют повышению активности родителей, формированию у них вкуса к педагогической работе со своими детьми. Им предоставляется возможность присутствовать на режимных моментах (утренняя гимнастика), на физкультурных занятиях, на занятиях в бассейне, закаливающих мероприятиях. Родители имеют возможность видеть общефизическую подготовку, умения и навыки своего ребенка. Они видят, какую радость и пользу приносят ребенку шумные игры, веселые состязания, как, играя, он тренируется. Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Целью привлечения внимания родителей к спортивным формам семейного досуга, организовала и провела праздник "Папа, мама, я - спортивная семья". В конкурсы были включены эстафеты для юных участников семейной команды, для пап и мам и для всей команды, в которых использовались мячи, гимнастические скамейки, мешки для бега, обручи. Зрители тоже не остались без внимания, для них были продуманы конкурсы на местах. Соревнования судили представители родительского комитета группы и педагоги детского сада.
Активное привлечение к работе с семьей узких специалистов (педагог - психолог, старшая медсестра, инструктор по плаванию) помогает обеспечить воспитание здорового ребенка. Каждый специалист предлагает консультативно-справочную информацию для родителей по различным вопросам.
Проблемы укрепления здоровья детей и пути их решения обсудили на родительском собрании "Воспитание здорового ребенка в семье и детском саду". Вопросы теории и практики системы оздоровления детей дошкольного возраста раскрыла старшая медсестра ДОУ. А собственный семейный опыт закаливания и укрепления здоровья детей родители проанализировали в дискуссии.
В просветительской работе с родителями, наряду с консультациями ("Спортивный уголок дома - роскошь или необходимость", "Чем мы питаемся", "Мы идем на прогулку", "Здоровье ребенка в наших руках" и другими), папками- передвижками, выставками литературы и др., использую нетрадиционные формы: устные журналы, почтовый ящик для родителей, информационные письма и т.д.
С целью приобщения детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья, провела фотовыставку "Спорт и Моя семья". Как выяснилось, большинство детей впервые узнали и услышали об увлечениях родителей. Совместный поиск в фотоархивах снимков, связанных со спортом принес положительный эффект. Дети узнали о новых видах спорта, возникло взаимное удовлетворение от общения взрослого и ребенка, у детей появилась гордость "мой папа (или мама) это может, а другой (другая) нет". Так, например, воспитанники группы узнали, что у Кристины Г. папа занимался каратэ, мама Наташи П. играла в баскетбол, у Полины С. старшая сестра занимается спортивными танцами.
В результате совместной работы с семьей по вопросам физического воспитания и укреплению здоровья детей:
Родители стали проявлять больше интереса к успехам своих детей в области физической подготовки - 85%.
Родители стараются не только принимать участие в различных мероприятиях, но и проявляют инициативу в организации и проведении досуговой деятельности детей - 67%.
Имеются дома спортивные уголки для ребенка - 52%.
На основании промежуточной диагностики видим, в процессе углубленной работы по данной теме появилась положительная динамика:
- 95,2% детей проявляют стойкий интерес к физическим упражнениям, владеют главными элементами техники большинства движений;
- 76,2% детей осуществляют элементы контроля за действиями сверстников, замечают нарушения правил в играх;
- у 19% детей наблюдается перенос освоенных упражнений в самостоятельную деятельность.
Создание благоприятных условий дома и в детском саду, а также совместная работа коллектива ДОУ и родителей обеспечивает тесную взаимосвязь физического, психического и социального здоровья детей.