Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию "Путешествие в Африку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;
  • показать разнообразие и красоту Земли, возможность сопоставлять информацию о других
  • континентах со знаниями о своей стране;
  • формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых
  • организмов со средой обитания;
  • познакомить с животным и растениям миром Африки.

Словарная работа:

  • пустыня Сахара
  • кактус
  • верблюд, антилопы, куланы
  • реки Нил, Лимпопо;
  • гора Килиманджаро
  • джунгли
  • остров Мадагаскар

Предварительная работа:

  • рассматривание картин, иллюстраций;
  • чтение сказки К.И. Чуковского "Доктор Айболит",
  • просмотр мультфильмов "Книга Джунглей 1", "Книга Джунглей 2", "Мадагаскар"

Оборудование:

  • магнитофон;
  • аудиозапись "Песня Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова;
  • песня "Чунга-Чанга": Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка): Шаинский В ;
  • книга К.И. Чуковского "Доктор Айболит"
  • картинки с изображением растений и животных Африки большого и маленького размера;
  • магнитная доска, магниты;
  • глобус,
  • силуэт карты Африки на листе ватмана,
  • указка, блопены - воздушные фломастеры;

Ход занятия

/Дети сидят за столами./

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие по планете Земля. /Воспитатель крутит глобус и говорит:/ - На прошлом занятии мы побывали на краешке Земли, кто помнит где? / Крайний Север; дети на протяжении всего занятия дают полные ответы на вопросы воспитателя/ - Правильно! А кто мне скажет, в какой стране мы живём? /Россия/

- Как называется наша малая родина? /Кандалакша/ - Молодцы, ребята, всё правильно ответили и показали на карте. Посмотрите ещё раз на карту, видите, какая огромная планета Земля и так хочется побывать в самых далёких её уголках. Сегодня я предлагаю совершить ещё одно увлекательное путешествие, а подсказал мне его известный сказочный герой:/воспитатель показывает красочную книгу К.И. Чуковского "Доктор Айболит"/

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит).

Воспитатель:- Ребята, а какой автор придумал чудесного Доктора Айболита? /К.И. Чуковский/ Сколько раз мы читали эту замечательную книгу и даже знаем строчки наизусть:

"Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппопо
По широкой Лимпопо"

Воспитатель:- Кто из вас, ребята, знает что это : Занзибар, Сахара, Лимпопо и где всё это находится?/ответы детей/ Всё это находится в Африке и Я вас приглашаю совершить путешествие в Африку. Готовы? Тогда в путь! /звучит запись "Песня Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова/

Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.

Воспитатель:- Ребята, но без карты в пути не обойтись, давайте посмотрим где находится Африка. /дети рассматривают карту и делают вывод о местоположении Африки; воспитатель вывешивает на доску силуэт Африки из белой бумаги/ Африка - самый жаркий континент, если ты оказался в Африке, то тёплая одежда тебе не нужна. /рядом с силуэтом карты прикрепляются две иллюстрации с изображением жителей Африки/ Здесь очень много солнца и горячего песка. Какой цвет подойдёт для того, чтобы показать цвет песка? /жёлтый; при помощи жёлтого блопена - воздушного фломастера, воспитатель окрашивает часть силуэта карты/

Воспитатель: - Это, ребята, пустыня. Самая большая из пустынь пустыня - Сахара. Часто Сахару называют "великой". Сухое жаркое лето продолжается 5-6 месяцев. Температура воздуха в это время в тени поднимается до +50 градусов, а песок раскаляется до 60-80 градусов. Дожди выпадают весной и осенью. Весна и осень в пустыне короткие, а зимы - холодные. Название "пустыня" совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях сухости климата и высоких температур. Например,кактус. /дети рассматривают картинки с изображениями кактусов, можно показать настоящие кактусы/ Это многолетнее растение c утолщёнными сочными мясистыми стеблями, покрытыми колючками, волосками или щетинками. Плоды у большинства кактусов мясистые, ягодообразные, у многих даже съедобные. /картинка с изображением кактуса прикрепляется к карте, где показана жёлтым цветом пустыня/

Воспитатель: - Вот видите, ребята, как интересно. А как вы думаете, какие животные живут в Африке? /ответы детей/ Животный мир пустыни представлен немногочисленными видами. Главными представителями являются: верблюды, антилопы, куланы, тушканчики, суслики, песчанки, ящерицы и многочисленные насекомые. Больше всего животных в пустынях можно увидеть весной, в это время года начинают вести активный образ жизни змеи, пауки, насекомые. Наибольшую распространенность получили грызуны. Грызуны - суслики, тушканчики, песчанки и другие роют норы, что позволяет им укрыться от дневной жары. Некоторые животные, такие как антилопы, - обладают способностью быстро перемещаться на большие расстояния в поисках воды. /рассказ воспитателя сопровождается показом больших иллюстраций с изображением всех животных, а детям предлагается закрепить маленькие изображения животных магнитами на силуэте карты /

-А вот про одно удивительное животное более подробно нам расскажет Миша.

Рассказ Миши: - "Одногорбый верблюд, для жителей пустынь - домашнее животное, оно прекрасно переносит жару и длинные переходы по непроходимой пустыне, отличается высокой выносливостью и неприхотливостью./дети рассматривают иллюстрации с изображением одногорбых и двугорбых верблюдов/ Из шерсти верблюдов после ежегодной линьки делают прочные ковры и одежду, а молоко верблюда питательнее коровьего и козьего. Когда в пустыне поднимается ветер, ноздри верблюда закрываются, и это не мешает кораблю пустыни бороздить барханы. На его ногах есть круглые подушечки, позволяющие ему не увязнуть, там где буксуют самые современные вездеходы. Обойтись без верблюда в пустыне невозможно" / Корабли пустыни, авторы: Д.Березовский и А.Березовская/

Воспитатель: - Спасибо, очень интересно! А мы отправляемся дальше. /звучит запись "Песня Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова; дети выполняют имитирующие движения под музыку/

А в Африке реки вот такой ширины,
А в Африке горы вот такой вышины,
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай!
И как только, только, только,
И как только на тропинке,
И как только на дорожке
Встречу я кого-нибудь,
То тому, кого я встречу,-
Даже зверю,- верю, верю,-
Не забуду,- буду, буду,
Буду "здрасьте" говорить.
Ах, здравствуйте реки вот такой ширины,
А здравствуйте горы вот такой вышины,
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай!

Воспитатель: - Вот перед нами оказались и реки, и горы. /воспитатель при помощи синего фломастера наносит реки на силуэт карты/ одна из величайших по протяжённости рек в мире, река - Нил. Есть реки и поменьше, например, Лимпопо. В африканских реках водятся крокодилы. /картинка с изображением крокодила фиксируется на карте, в том месте, где изображена река/ Встречи с ними очень опасны. Теперь пришло время отметить горы на нашей карте, какой цвет для этого подойдёт? /коричневый; воспитатель окрашивает часть поверхности карты коричневым цветом/ Гора Килиманджаро - высочайшая вершина Африки, которая также является одним из самых высоких вулканов мира, что привлекает внимание альпинистов и скалолазов со всех точек планеты. Ну, вот вы теперь знаете пустыню Сахару, реки Нил и Лимпопо, гору Килиманджаро, а теперь мы приближаемся к африканскому лесу. /Звучит запись "Песня Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова; дети выполняют имитирующие движения под музыку/

Но, конечно, но, конечно,
Если ты такой ленивый,
Если ты такой пугливый,
Сиди дома, не гуляй.
Ни к чему тебе дороги,
Косогоры, горы, горы,
Буераки, реки, раки.
Руки, ноги береги!
Зачем тебе море вот такой ширины,
Зачем тебе небо вот такой вышины,
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай?!

Воспитатель: - Перед нами непроходимый лес, а называется он - джунгли! Каким цветом можно закрасить область леса? /на карте покажем лес зелёным цветом/ Что такое джунгли знают даже дети, поскольку все мы знаем книжку Киплинга о маленьком Маугли. Именно он был детенышем , воспитывавшемся в джунглях, которые помогли ему стать человеком. "Хотите невероятных приключений? Тогда отправляемся в джунгли! Это тропические леса, где под зеленым пологом круглый год тепло и влажно, где обитают необыкновенные животные и самые диковинные растения, где на каждом шагу подстерегают опасности и неожиданные встречи" /Автор: А. В. Тихонов. Детская энциклопедия джунглей/

Воспитатель: - Ребята, давайте скорее отправимся дальше:/звучит песня "Чунга-Чанга" Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка):Шаинский В. /

Чунга-Чанга синий небосвод
Чунга-Чанга лето круглый год
Чунга-Чанга весело живём
Чунга-Чанга песенку поём
Чудо-остров, чудо-остров
Жить на нём легко и просто
Жить на нём легко и просто
Чунга-Чанга
Наше счастье постоянно
Жуй кокосы ешь бананы
Жуй кокосы ешь бананы
Чунга-Чанга
Чунга-Чанга места лучше нет
Чунга-Чанга мы не знаем бед
Чунга-Чанга кто здесь прожил час
Чунга-Чанга не покинет нас.

Воспитатель: - Интересный остров повстречался нам! Тут и поесть можно! Ребята, что можно отведать? /кокосы, бананы/ Конечно, острова с таким названием Чунга-Чанга на самом деле нет, его придумали, но не спешите расстраиваться, потому что я знаю точно, что есть остров Мадагаскар. Вот его мы сейчас и отметим на нашей карте. Мадагаскар - крупный остров, расположен около Африки. Остров является заповедником для растений и животных, большинство из которых уникальны и обитают только на Мадагаскаре. Самыми известными из таких животных являются лемуры. /показать иллюстрации с изображением лемура и баобаба, а маленькие картинки прикрепить на карту/ Посмотрите ребята на нашу карту. На ней нет ни одного свободного места и это значит, что мы побывали во всех уголках замечательной Африки, узнали какие растения растут и какие животные обитают в Африке. А что Саше /Юле, Кате/ запомнилось больше всего? /ответы детей/ О чём расскажет Соня / Кирилл, Антон/дома маме и папе? /ответы детей/