Классный час "Твой выбор"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

  • целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к наркомании;
  • помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;
  • на конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека наркотиков; - вырабатывать умения делать обоснованные и правильные выводы.

К концу занятия учащиеся должны:

  • владеть информацией об ущербе наносимом вредными привычками как отдельному человеку, так и обществу в целом;
  • убедиться, что жизнь без вредных привычек предпочтительнее;
  • знать, как можно отказаться от вредных привычек;
  • уметь предложить возможные разумные альтернативы проведения свободного времени.

Оформление классного часа:

Три ступени,    
курение ведущие  
  алкоголизм вниз
    наркомания

Оборудование: Слайды (приложение 1), анкета для учащихся.

Слайд 1-2.

Эпиграф:

"Приобрести здоровье - храбрость, сохранить его - мудрость, а умело распорядиться им - искусство. (Ф.Вольтер)

Ход занятия

В последнее время одной из самых острых стала проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. Алкоголизм, наркотики, преступность - все это вызывает тревогу.

Слайд 3.

Сегодня на классном часе мы поговорим об одной из этих проблем. О какой именно узнаете, если разгадаете кроссворд.

Слайд 4-13.

1.

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь 100 лет, а может быть, и более.
Микстуры, порошки - к здоровью ложный путь.
Природою лечись - в саду и чистом поле.

Эти строки принадлежат великому врачу древнего Востока. Его имя... (Авиценна.)

2. Утренняя процедура. (Зарядка.)

3. Необходимое качество характера человека. (Доброта.)

4. Жидкость, оказывающая отрицательное воздействие на все жизненно важные органы и системы. (Алкоголь.)

5. "Ледяная вода полезна для тела и ума", - так говорил русский полководец... (Суворов.)

6. Автор басни "Заяц во хмелю"? (Михалков.)

7. Назовите фамилию всемирно известного русского физиолога. (Павлов.)

8. Фамилия француза, который завёз семена табака из Португалии? (Нико.)

9. Необходимое условие экономии времени. (Режим.)

10. Содержащийся в этом фрукте пектин удаляет из организма все вредное для него, содержит большое количество железа. (Яблоко.)

Слайд 14.

Итак, это НАРКОМАНИЯ.

Поэтому наше внеклассное мероприятие мы посвящаем теме: "Наркомания". Проведем его в необычной форме в виде пресс - конференции.

Наркотики и другие психоактивные вещества сегодня - это составная часть "молодежной культуры", ее элемент, пусть еще не повсеместно распространенный, но захватывающий все новые школы, колледжи, дискотеки, дворы. Масштабы и темпы ее распространения на сегодня в стране таковы, что уже встает вопрос о физическом и моральном здоровье значительной части молодежи, о социальной стабильности в будущем.

Известно, что наркоманы - тяжелобольные люди, у которых трансформируются все стороны личности: биологическая, психоэмоциональная и духовная, и уже к тридцати годам своей жизни многие из них умирают.

Минздрав свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растёт детская смертность, число детей, имеющих психологические отклонения увеличивается. Почти каждый третий школьник в России пробовал наркотик.

Прежде чем перейти к обсуждению этой проблемы посмотрим небольшой фильм.

Вот такая история произошла с нашим героем. Как вы считаете, стоит ли из-за неудач в личной жизни начинать курить, пить, употреблять наркотики?

А теперь проведем пресс- конференцию.

Вопрос 1. Что мы узнали, посмотрев эти кадры фильма?

Учащиеся высказывают свои мнения ( 3-4 ученика).

Вопрос 2.Что такое наркотики?

Ответ. Наркотики - это ядовитые вещества и соединения.

Учитель: Их классификация такова:

  • во-первых, это яды растительного происхождения, используемые в чистом виде (марихуана, гашиш, получаемые из индийской конопли; грибы);
  • во-вторых, это ядовитые вещества растительного происхождения, подвергаемые химической переработке (гашишное масло, опий, морфин, героин, кофеин, кокаин, крэк);
  • в-третьих, синтетические, то есть искусственно созданные соединения ("Экстази", ЛСД, фенциклидин, амфетамины, барбитураты, "Винт", ацетон, бензин, клей "Момент").

Вопрос 3. Как молодой человек втянулся в употребление наркотиков?

Ответ. Хотел уйти от проблем.

Учитель: Условно этот процесс можно разделить на несколько стадий: первая проба происходит, как правило, в группе сверстников по совету более "опытных", из стремления "быть как все", значительно реже - самостоятельно, из любопытства или по каким-либо личным мотивам ("назло" родителям или как способ ухода от проблем). Дальше наблюдается "знакомство" с разными видами наркотиков или так называемое "поисковое" поведение ("эксперименты" с различными наркотиками).

Затем возникает групповая зависимость, то есть наркотики употребляются только в определенных условиях, например в знакомой компании, отсюда рукой подать до формирования психической зависимости - наркотик употребляется для того, чтобы вновь испытать наркотическое опьянение или чтобы улучшить настроение. И, наконец, неизбежно формируется физическая зависимость: наркотическое вещество включается в систему обмена веществ в организме (человек уже не может обходиться без наркотика, его отсутствие причиняет физические и душевные страдания.)

Вопрос 4. Почему подростки наиболее подвержены наркомании?

Ответы учащихся: Потому что они любят покрасоваться перед сверстниками; быть в центре внимания; это способ "разрядиться".

Учитель: В подростковом возрасте очень сильно желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых, от необходимости выполнять "взрослые" правила и нормы. Особенно привлекает то, что не дозволено. "Запретным плодом", который, как известно, сладок, в этой ситуации становится наркотик. Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою "крутизну"; употребление в этих целях наркотиков представляется им очень сильным аргументом. Если же в компании кто-то предлагает попробовать наркотики, то не каждый сумеет отказаться, так как именно группа сверстников становится для подростка источником норм, ценностей, стандартов поведения.

Класс разбивается на две группы.

Проведем ролевую игру. Каждая группа анализирует ситуацию и определяет пути разрешения этой ситуации. Время работы группы - 5-7 минут.

Ситуация 1.

В дверь позвонили, Инга открыла дверь - на пороге стояла Даша, ее давняя подруга. Девушки стали оживленно обсуждать новости:

- Слушай, Инга, давай покурим.

- Давай, - согласилась Инга, - сейчас только сигареты принесу.

- Не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие еще не пробовала?

- Нет, - растерялась Инга.

- Слушай, такой кайф и неопасно совсем! На, попробуй! - и Даша протянула Инге сигарету.

А как поступили бы вы?

Ситуация 2.

После школьных соревнований ребята пошли на дискотеку. Потанцевали, выпили немного пива. Один из ребят предложил попробовать таблетки LSD. Одни приняли это предложение, другие отказались. "Вы нам больше не друзья. Трусы вы. Попробуйте нас заложить", - услышали они вслед.

А как поступили бы вы?

По истечении времени ситуации обсуждаются участниками, вносятся поправки и дополнения.

Вопрос 5. Как вести себя, чтобы избежать ситуации с наркотиками?

Ответы учащихся. Не общаться с такими ребятами. Отказаться от их применения.

Учитель: Часто именно окружение начинает "давить" на подростка, провоцировать его, вынуждая попробовать наркотик. Чтобы избежать этого, необходимо помнить: совсем необязательно выполнять требования группы. И вообще, нужны ли "друзья", стремящиеся нанести тебе вред? Умей сказать: "Нет!". Можно использовать различные варианты отказа, например, назвать причину ("Я знаю, что это опасно для меня", "Я уже пробовал, и мне не понравилось"). Ты не обязан объяснять всем свои причины. Иногда достаточно просто сказать: "Нет".

Часто бывает проще избегать ситуации (места, компании), в которых предлагают наркотики.

Вопрос 6. Можно ли узнать наркомана по внешнему виду?

Ответ. Нет.

Учитель: Достаточно точно определить, употребляет ли человек наркотики, может только специалист. Среди внешних признаков чаще всего выделяют: чрезмерную худобу, нездоровый цвет лица, бледность мимики (лицо похоже на маску), сухость и бледность кожных покровов, суженный или расширенный зрачок (отсутствие реакции на свет), иногда наблюдаются отечность, нарушение пластичности (замедленный или ускоренный темп движений, дрожание рук и головы), суетливость. На поздних стадиях заболевания наступает истощение, наркоман перестает следить за своим внешним видом, становится неопрятен.

Вопрос 7. В каких состояниях наркоман может представлять опасность?

Ответ. Когда у наркомана идет "ломка". И он не может достать наркотик.

Учитель: Наркоман представляет опасность, как для окружающих, так и для себя самого, если он находится в состоянии сильного опьянения, с потерей способности правильно воспринимать окружающий мир. Когда наркоман страдает от отсутствия наркотика и пытается добыть деньги на его покупку, он может причинить вред здоровью и благосостоянию окружающих, а также себе самому.

Вопрос 8. Какова средняя продолжительность жизни наркомана?

Ответ. 25-30 лет.

Учитель: Если наркоман употребляет наркотики внутривенно, то при благоприятном стечении обстоятельств примерно через 7-10 лет непрерывного злоупотребления он может умереть. Конечно, есть наркоманы, живущие 15-20 лет и более. Это в тех случаях, если периоды приема наркотиков у них перемежаются со временем, когда наркотики не принимаются. Но есть и такие, которые погибают через 6-8 месяцев после начала регулярного приема.

Вопрос 9. Почему наркоманы приобщают других людей к наркотикам?

Ответ учащихся. Чтобы заработать денег, для того чтобы купить новую дозу для себя.

Учитель: Наркоман ощущает чувство вины или неполноценность из-за употребления наркотиков. Он чувствует, что окружающие его трезвые и здоровые люди не понимают его, не хотят с ним общаться, и поэтому предлагает наркотики кому-то еще, чтобы снять с себя часть вины, приобщить другого человека к собственной неполноценности, уверив себя, что он "не один такой плохой". Предлагая наркотики неопытным подросткам, наркоман чаще добивается успеха. Наркоман становится распространителем наркотиков - дилером. Наркоман покупает, например, 20 доз наркотиков по оптовой цене. Потом он перепродает по розничной цене 15 доз, оставшиеся 5 бесплатных доз - для себя. Так он обеспечивает других и себя. Чтобы заработать побольше, наркоман стремится найти неопытного покупателя - новичка, не информированного ни о вреде наркотиков, ни о ценах на "зелье". Иногда наркоманы просто грабят или вымогают деньги и ценности.

Проверим, что же вы узнали о наркомании и наркотиках, ответив на вопросы анкеты.

Анкета

1.Большинство наркотиков не представляют собой серьезной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах. (Нет.)

2. Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят. (Да.)

3. Марихуана вызывает у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была интересна. (Да.)

4. Даже одноразовое применение кокаина может вызвать смерть. (Да.)

5. В каждой дозе марихуаны содержатся неизвестные ядовитые вещества. (Да.)

6. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются. (Да.)

7. После принятия определенных наркотиков принявший их нуждается в еще большем их количестве для получения того же эффекта. (Да.)

8. От инфицированной иглы невозможно заразиться СПИДом. (Нет.)

9. Алкоголь - это наркотик, стимулирующий центральную нервную систему, позволяющий ощутить свободу и прилив энергии. (Нет.)

10. Наркотические лекарства, которые выписывают врачи, могут быть опасны и вызывать серьезные осложнения здоровья, если их принимать долго и в неправильных дозах. (Да.)

Обсудим результаты анкетирования.

Двадцатый век - проблемный век!
Об этом помни, человек!
Токсикоманы, наркоманы
Переступили жизни край,
Хотелось им всех благ честивых,
Но их душа не божий рай.
Людьми вновь стать
Предельно трудно.
Дурман приходит лишь на миг,
И вот тогда услышать можно
Их сердца стук, сознанья крик.
Предать, убить, унизить могут,
Велик звериный их удел.
Кто виноват? Кто прав? Не знают!
Их жизнь - тупик!
Их жизнь - предел!
Не допустить такое можно,
Так нужно, важно и возможно!
Об этом помни, человек.
Двадцатый век, проблемный век!
Елена Быкова

Учитель: Что же можно сделать, чтобы не допустить вымирания человечества от вредных привычек и пороков?

Ответы учащихся.

Из всех ваших ответов следует: не стоит начинать употреблять наркотики, пить и курить из-за неудач в личной жизни, проблем с родителями, следуя за друзьями. Каждый человек имеет возможность выбора, и сам несет ответственность за свое здоровье и жизнь.

Наркомания - болезнь общества, болезнь, с которой можно и нужно бороться.

Если вы любите себя и цените свое здоровье, вы скажете "Нет !" всему, что может принести вам вред.

Закончим наш классный час пословицей: "Человек - кузнец своего счастья". Он может и должен САМ сделать свой выбор.

А от себя лично мне хочется вам сказать, чтобы вы постоянно твердили себе:

Слайд 15.

  • "Я хочу быть здоровым!
  • Я могу быть здоровым!
  • Я буду здоровым!"