Конспект урока алгебры в 8-м классе по теме "Наглядное представление статистической информации"

Разделы: Математика


Цель: формирование умений наглядно представлять статистическую информацию. (Слайд 2)

Ход урока.

1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Повторение.

- Для чего проводят статистические исследования? (Для изучения различных общественных и социально экономических явлений). (Слайд 3)

- Назовите этапы статистического исследования. (Сбор информации, обобщение и систематизация данных, составление таблиц). (Слайд 4)

- Назовите статистические характеристики. (Среднее арифметическое, размах, мода, медиана). (Слайд 5)

- Что такое частота? (Количество появлений числа в ряду).

- Что называют относительной частотой? ( Отношение частоты к общему числу данных в ряду. Это отношение , выраженное в процентах).

- В каких случаях для анализа данных строят интервальный ряд? (Когда в ряду имеется большое число данных и одинаковые значения встречаются редко).

- Как наглядно можно представить данные, полученные в результате статистического исследования? (Диаграмма, гистограмма, полигон).

(Слайд 6)

3. Работа по теме.

На предыдущем уроке учащиеся были разбиты на три группы. Каждой группе было предложено (на выбор) рассмотреть применение статистики в следующих сферах:

  • “Школа”

  • “Спорт”

  • “Медицина”

  • “Сельское хозяйство”

  • “Социум”

  • “Производство”

Составить презентацию, подобрать задачи для решения в классе.

4. Защита презентаций, решение задач. (Слайд 7)

1 группа. “Школа”.

Задача: При проверке 70 работ по русскому языку отмечали число орфографических ошибок, допущенных учащимися. Полученный ряд данных представили в виде таблицы частот:

Число ошибок

0

1

2

3

4

5

6

Частота

4

6

15

26

12

4

3

- Постройте столбчатую диаграмму.

- Каково наибольшее различие в числе допущенных ошибок?

- Какое число ошибок является типичным для данной группы учащихся?

- Укажите, какие статистические характеристики были использованы при ответе на поставленные вопросы?

Решение:

Наибольшее различие в числе ошибок: 6 – 0 = 6

Типичное число ошибок: 3 (встречается 26 раз)

Использованы статистические характеристики: размах и мода.

Ответ: 6; 3.

2 группа. “Сельское хозяйство”.

Задача: В фермерском хозяйстве площади, отведенные под посевы зерновых, распределены следующим образом: пшеница– 65%, овес – 14%, рожь – 12%, гречиха – 9%.

Постройте круговую диаграмму, иллюстрирующую распределение площадей, отведенных под зерновые.

Решение:

1. Определим величину соответствующих углов:

2. Построим диаграмму:

3 группа. “Социум”.

Задача: У 35 жителей села спросили, сколько в среднем часов в день они смотрят телевизор. Данные занесли в таблицу:

ТВ в день (ч)

0

1

2

3

4

5

Число жителей

1

6

10

9

5

4

- Постройте полигон частот.

- Определите размах, моду и среднее арифметическое выборки.

Решение:

5. Итог урока.

- В каких сферах жизни применяются статистические исследования.

6. Домашнее задание: (Слайд 8)

1) № 1056

2) Составить и решить задачу по статистике на тему:

1 ряд: “Спорт”

2 ряд: “Производство”

3 ряд: “Медицина”

(Слайд 9)