Цель: формирование умений наглядно представлять статистическую информацию. (Слайд 2)
Ход урока.
1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Повторение.
- Для чего проводят статистические исследования? (Для изучения различных общественных и социально экономических явлений). (Слайд 3)
- Назовите этапы статистического исследования. (Сбор информации, обобщение и систематизация данных, составление таблиц). (Слайд 4)
- Назовите статистические характеристики. (Среднее арифметическое, размах, мода, медиана). (Слайд 5)
- Что такое частота? (Количество появлений числа в ряду).
- Что называют относительной частотой? ( Отношение частоты к общему числу данных в ряду. Это отношение , выраженное в процентах).
- В каких случаях для анализа данных строят интервальный ряд? (Когда в ряду имеется большое число данных и одинаковые значения встречаются редко).
- Как наглядно можно представить данные, полученные в результате статистического исследования? (Диаграмма, гистограмма, полигон).
(Слайд 6)
3. Работа по теме.
На предыдущем уроке учащиеся были разбиты на три группы. Каждой группе было предложено (на выбор) рассмотреть применение статистики в следующих сферах:
-
“Школа”
-
“Спорт”
-
“Медицина”
-
“Сельское хозяйство”
-
“Социум”
-
“Производство”
Составить презентацию, подобрать задачи для решения в классе.
4. Защита презентаций, решение задач. (Слайд 7)
1 группа. “Школа”.
Задача: При проверке 70 работ по русскому языку отмечали число орфографических ошибок, допущенных учащимися. Полученный ряд данных представили в виде таблицы частот:
Число ошибок |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Частота |
4 |
6 |
15 |
26 |
12 |
4 |
3 |
- Постройте столбчатую диаграмму.
- Каково наибольшее различие в числе допущенных ошибок?
- Какое число ошибок является типичным для данной группы учащихся?
- Укажите, какие статистические характеристики были использованы при ответе на поставленные вопросы?
Решение:
Наибольшее различие в числе ошибок: 6 – 0 = 6
Типичное число ошибок: 3 (встречается 26 раз)
Использованы статистические характеристики: размах и мода.
Ответ: 6; 3.
2 группа. “Сельское хозяйство”.
Задача: В фермерском хозяйстве площади, отведенные под посевы зерновых, распределены следующим образом: пшеница– 65%, овес – 14%, рожь – 12%, гречиха – 9%.
Постройте круговую диаграмму, иллюстрирующую распределение площадей, отведенных под зерновые.
Решение:
1. Определим величину соответствующих углов:
2. Построим диаграмму:
3 группа. “Социум”.
Задача: У 35 жителей села спросили, сколько в среднем часов в день они смотрят телевизор. Данные занесли в таблицу:
ТВ в день (ч) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Число жителей |
1 |
6 |
10 |
9 |
5 |
4 |
- Постройте полигон частот.
- Определите размах, моду и среднее арифметическое выборки.
Решение:
5. Итог урока.
- В каких сферах жизни применяются статистические исследования.
6. Домашнее задание: (Слайд 8)
1) № 1056
2) Составить и решить задачу по статистике на тему:
1 ряд: “Спорт”
2 ряд: “Производство”
3 ряд: “Медицина”
(Слайд 9)