Цель: сформировать представление уч-ся о плане местности.
Задачи:
- научить составлять план местности
- закрепить понятие стороны горизонта, масштаб
- развивать речь, логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
План урока:
1. Орг. момент и постановка цели.
2. Повторение ранее изученного материала
3.Изучение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Физминутка.
6. Практическая работа.
7. Итог урока. Дом. Задание.
Ход урока
1. Орг. момент и постановка цели урока.
Я вчера перечитовала книгу английского писателя Стивенсона "Остров сокровищ" и вот, что там прочла:
"Многие джентельмены попросили меня написать все, что я знаю об острове сокровищ. Чем хотелось, чтобы я рассказал всю историю, с самого начала до конца, не скрывая ни каких подробностей. Кроме географического положения острова. Указывать где лежит этот остров в настоящее время еще не возможно, т.к. и теперь там хранятся сокровища, которых не вывезли оттуда."
Ребята, кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Тема нашего урока: "Чтение плана местности."
А не попытаться ли нам с вами отыскать этот остров и сокровища на нем? Предлагаю пуститься в путешествие на самом настоящем фрегате (вывешивается картинка фрегата, либо на экран через проектор, фрегат в океане) Но на каждом корабле должен быть бортовой журнал - это "Дневник наблюдений"
2. В путешествии мы должны быть внимательны, собраны, помогать друг другу.
В книге далее написано, что плыть нужно на юго-восток.
Что такое юго-восток? (промежуточная сторона горизонта, которая находиться между югом и востоком)
Какие стороны горизонта вы еще знаете?
Что такое горизонт?
А какой прибор поможет определять нам стороны горизонта?
Кто из матросов берется по компасу найти юго-восток.
На юго-восток нам нужно проплыть 500км, масштаб 1см-10км. Что такое масштаб? Линию, какой длины я должна провести на доске? (50 см)
Но как же мы будем искать сокровища на самом острове?
Да. Я забыла, что в книге есть рисунок острова. А правильно я сказала, что рисунок?
Что такое план местности?
Что обозначают эти знаки?
Итак, мы готовы к плаванию. Вперед друзья!
3. Мы около острова. Для начала нужно хорошенько выяснить, куда же нам идти, а для этого надо прочесть план острова. (на доске план острова) Рассмотрите план, прочтите масштаб, что он обозначает? Если мы пойдем по этой тропе, то что будет слева? (вызывается к доске ученик)
На каком расстоянии от тропинки расположен родник?
А это, что? (избушка)
В каком направлении течет река? (юго-западном)
На каком расстояние от дома находится просека?
4. Давайте теперь опишем нашу дорогу от берега моря к сокровищам (место обозначенное звездочкой) Таким образом, вы не только прочли план местности, но и представили всю дорогу к сокровищам. Но найдем ли мы их? Пусть это останется пока тайной. Пока, потому что окончание этой истории, каждый из вас должен придумать дома.
5. Ребята, а это что? (записка) Текст записки: От места нахождения записки пройдите на юг 3 шага, поверните на восток и сделайте 5 шагов, поверните на северо-запад, откройте дверцу. (стоит бутылка) В ней Записка! Как вы думаете от кого эта бутылка? Эта бутылка от Робинзона, который оказался на необитаемом острове и просит помочь составить план своего острова.
6. Ребята возьмите карандаши и листочки, но чтобы правильно составить план острова Робинзона нужно потренироваться. Для этого мы составим план одной местности.
Сообщаю масштаб, читаю описание, дети за мной чертят план местности. Масштаб в 1 см-100м. Школа стоит на окраине поселка. Дорога - шоссе идет от школы на восток - 10 км, затем поворачивает на северо-восток, слева от дороги протянулись фруктовые сады, пашни, а потом луг. Справа - хвойный лес и болото. Справа на расстоянии 1км(1000м) от поворота дороги стоит домик лесника, к которому ведет тропинка.
А теперь прочтите описание по вашему получившемуся плану. Молодцы! Давайте соберем все ваши записки, а Робинзон выберет самые достойные. Я думаю, что Робинзон будет доволен нашей помощью,
7. Где пригодятся знания полученные на уроке? Выставление оценок. Д\З.