Открытый урок информатики по теме "Кодирование информации"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Обучающие: Познакомить с новыми понятиями "код", "кодирование", познакомить с различными видами кодирования информации. Научить учащихся теоретически и практически кодировать информацию.
  • Развивающие: Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, интереса к предмету информатика. Совершенствовать навыки работы на компьютере. Развивать внимание, образное мышление, навыки конструирования.
  • Воспитательные: Умение внимательно слушать учителя. Правила поведения в кабинете информатики. Соблюдение ПДД: сигналы светофора, "зебра". Использование регионального компонента.

Подготовка к уроку:

  • на демонстрационном компьютере подготовить презентацию;
  • подготовить ватман с фоном и заготовками для "стройки";
  • подготовить раздаточный материал на урок;
  • подготовить опорный конспект урока для каждого ученика;
  • подготовить оценочный лист для каждого ученика (заготовки для "стройки");
  • фрагмент м/ф "Смешарики ".

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин)

Учитель:

Здравствуйте. Садитесь.
Начинаем наш урок
Монитора огонёк
Говорит: "Смелей, малыш,
Всё постигнешь, изучишь".

Наш урок мы начнем с просмотра фрагмента мультфильма. <презентация>. С героями мультфильма, я думаю, вы знакомы. Представим, что мы - герои этого мультика и вместе будем путешествовать по их стране. Мы побываем у них в гостях и поможем им справиться с некоторыми заданиями. Вы обратили внимание, что они сами строят свою "страну", а что нам нужно иметь для создания нашей "мультяшной" страны? (строительный материал)

- Что ж! Строительный материал имеется - это фишки, которые вы будете "зарабатывать". На столах перед вами лежат листочки - это фундамент нашей стройки. (Перед каждым учеником лежит лист бумаги с фоном, в него будут вклеиваться элементы - заработанные фишки. Для оценочного листа можно придумать любой рисунок , где фишками будут фрагменты рисунка из плоттерной бумаги).

Начнём мы наше занятие с разминки.

2. Разминка. (3 мин)

На экране показаны ребусы. Учащиеся отгадывают слова.

(ребусы на экране).

Ответы учеников.

3. Постановка темы и целей урока. (2 мин)

Учитель:

А разгадав этот ребус, вы узнаете тему нашего урока.

Ответы учеников.

(Учащиеся узнают тему урока, разгадав ребус, вклеивают первый элемент в макет)

Учитель: Запишите в тетради (вместо тетрадей у детей опорные конспекты <прил.1>, в которых они будут работать весь урок) тему сегодняшнего урока "Кодирование информации". Сегодня на уроке мы будем говорить об информации и учиться её кодировать. Что такое информация вы уже знаете, а что же такое кодирование информации?

Ну а теперь в путь. Посмотрите на карту. Мы постараемся заглянуть в гости к каждому из героев.

4. Постановка проблемы урока. (3 мин)

Мы в гостях у Бараша.

(Перед учащимися поставить проблему). Посмотрите на экран и послушайте стихотворение. Странное у него получилось стихотворение, не правда ли? Что же здесь необычного? И нравится ли вам это стихотворение? Пока мы не можем понять смысл, но вернёмся к нему в конце урока.

Ответы учеников.

5. Изучение новой темы. (20 мин)

Мы в гостях у Пина.

Задание 1. Здесь спрятано слово. Необходимо поставить цифры по порядку.

7 3 8 11 4 10 2 6 1 9 5
а ф т а о к н м и и р

 (Ученики меняют местами цифры вместе с буквой, получится слово "информатика").

Ребята, как вы думаете, что я сделала со словом "информатика"?

Ответы учеников.

Учитель: Правильно я его спрятала, а по-другому это называется кодированием информации. Т. е. я закодировала (зашифровала) информацию - слово "информатика", переставив местами буквы вместе с их порядковым номером. (вставить второй элемент в макет за правильно выполненное задание)

- Что же такое кодирование?

Ответы учеников.

Учитель: Хорошо, выслушав вас можно сказать, что КОДИРОВАНИЕ - это зашифровка при помощи кода. (ключа).

Кодирование информации - это представление информации из одной формы в другую. (повторите вслух).

Что такое код?

КОД - система условных обозначений или сигналов.

В жизни нас окружает очень много вещей и большая часть из них кодированные, т. е. это та информация, которая передаётся специальными знаками или кодами.

Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование?

Ответы учеников.

Учитель: Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было сохранить или передать. Для этого часто бывает необходимо изменить (преобразовать) форму представления информации.

Какие формы представления информации вы знаете?

Ответы учеников.

(на экране таблица форм представления информации)

Одну и ту же информацию представить можно разными способами.

Графическая, текстовая, числовая, звуковая, видео, специальные знаки.

Мы в гостях у Лосяша.

Учитель: А теперь заглянем к Лосяшу и выполним графический диктант, т.е. звуковую информацию представим в виде графической. (работа в тетради)

1 шаг вверх

1 шаг влево

1 шаг вниз

1 шаг влево

1 шаг вниз

1 шаг вправо

1 шаг вниз

1 шаг вправо

1 шаг вверх

1 шаг вправо

1 шаг вниз

1 шаг вправо

1 шаг вверх

1 шаг вправо

1 шаг вверх

1 шаг влево

1 шаг вверх

1 шаг влево

1 шаг вниз

1 шаг влево

(вставить третий элемент в макет за правильно выполненный диктант)

Мы в гостях у Копатыча.

Учитель: С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни.

Например.

На улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы - "зебру". "Зебра" является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу!

Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей. (рассмотреть команды светофора).

Ноты в музыке.

На флаге Башкортостана каждый цвет имеет своё значение.

Ответы учеников.

Мы в гостях у Нюши.

Учитель: Кодирование информации производится по определенному правилу, чтобы можно было декодировать и прочитать закодированное сообщение.

Рассмотрим одно из таких правил кодирования:

Задание на карточках (воспользуйтесь ключом).

(вставить четвёртый элемент в макет за правильно выполненную графику)

Мы в гостях у Ёжика.

Учитель: Наш любознательный Ёжик познакомит ещё с несколькими алфавитами кодирования.

Азбука Морзе. Радисты на кораблях передают сообщения по рации при помощи специальных сигналов азбуки Морзе (точек и тире). Точка - короткий сигнал, а тире - длинный.

Используя ключ, попробуйте на слух определить сигнал, который корабли посылают, когда им нужна помощь. SOS - многие переводят это как Save Our Souls (спасите наши души) или Save Our Ship (спасите наш корабль), но это просто сочетание трех букв, наиболее удобных для передачи с помощью азбуки Морзе:

S (. . .) O (- - -) S (. . .).

(вставить пятый элемент в макет за правильное сообщение)

Учитель:

Семафорная азбука.

На флоте для кодирования информации применяется семафорная азбука, в которой буквы передаются с помощью условного положения рук с флажками.

Пляшущие человечки. Этот шифр встречается в рассказе Конан Дойля "Пляшущие человечки"

Мы в гостях у Кроша.

Учитель: (Работа в группе) А теперь вы должны, пользуясь ключом (в учебнике) расшифровать слова и из них собрать известную пословицу.

Для первой группы. Кончил дело - гуляй смело.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Для второй группы. Ученье - свет, неученье - тьма.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Кодировочная таблица. (57 страница учебника Матвеевой )

1.

12, 16, 15, 25, 10, 13

05, 06, 13, 16

04, 21, 13, 33, 11

19, 14, 06, 13, 16

2.

02, 06, 09

20, 18, 21, 05, 01

15, 06

03, 29, 13, 16, 03, 10, 26, 28

18, 29, 02, 12, 21

10, 09

17, 18, 21, 05, 01

3.

21, 25, 06, 15, 28, 06

19, 03, 06, 20

15, 06, 21, 25, 06, 15, 28, 01

20, 28, 14, 01

4.

15, 06

10, 14, 06, 11

19, 20, 16

18, 21, 02, 13, 06, 11

10, 14, 06, 11

19, 20, 16

05, 18, 21, 09, 11

Ответы учеников. (вставить шестой элемент в макет за правильно выполненный диктант)

6. Физминутка. (2 мин)

Мы в гостях у Каркарыча.

Он предлагает нам физминутку.

Все ребята дружно встали и на месте зашагали,
И руками помахали, головою покивали.
Руки вверх потянули, потянули.
Отдохнули? - Отдохнули.

7. Работа на компьютере. (10 мин)

Вспомним правила работы на компьютере.

Ответы учеников.

- Нельзя входить в класс в мокрой одежде и с грязными руками.

- Нельзя вносить в класс посторонние предметы.

- Нельзя передвигаться по классу во время урока.

- Нельзя трогать провода, розетки, экран.

- Нельзя включать и выключать компьютер без разрешения учителя.

Мы в гостях у Каркарыча.

Учитель: Кодирование при помощи обратного кода. Проверим на сколько вы поняли эту тему, при работе сами будете кодировать информацию. (используется электронное приложение "Страна фантазия" Тур С.Н. и Бокучава Т.П.)

Ученики работают парами. (вставить седьмой элемент в макет за правильно зашифрованные пословицы)

8. Подведение итогов урока. (3 мин)

И так, мы сегодня рассмотрели множество способов кодирования информации. А теперь вернёмся к нашему стихотворению. Для компьютеров люди придумали специальный двоичный код. Каждая буква или цифра, которую ты вводишь с клавиатуры, кодируется цепочкой из нулей и единиц.

Давайте вместе хором прочитаем, что должно было быть в стихотворении. Таблица кодировочная перед вами.

2 4 5 12
10 100 101 1100

А теперь посмотрим, какие рисунки у вас получились.  Если рисунок заполнен всеми фишками, то за урок "отлично", если не достаёт какого-либо элемента, то "хорошо". Очень хорошо все поработали. Спасибо! До свидания!