Совесть, благородство и достоинство -
Вот оно - святое наше воинство.
Б. Окуджава
Цель учебного занятия: формирование понятия о последствиях социальных войн в масштабе мирового сообщества.
Задачи учебного занятия:
- дать определение географическим понятиям: "этнос", "нация", "религия";
- дать определение социологическим понятиям: "конфликт", "война";
- определить взаимосвязь между географическими и социологическими понятиями;
- через эмоциональное восприятие информации продолжать формирование нравственных качеств гражданина;
Приемы, используемые на учебном занятии:
- Критическое мышление
- Педагогика успеха
- Создание эвристической среды для ребенка
Вид учебного занятия: урок изучения нового материала.
Логическое задание учебного занятия: К каким последствиям в обществе могут привести социальные войны?
Тезаурус учебного занятия: конфликт, война, этнос, нация, религия.
План учебного занятия:
- Этническая война;
- Межнациональный конфликт;
- Религиозная война;
Необходимое оборудование учебного занятия: визуальное мультимедиа, распечатанные приложения, планшеты, ручки.
Участники учебного занятия занимают места на мягких стульях, расположенных по кругу, у каждого - планшет с необходимым материалом для учебного занятия.
Ход учебного занятия
Организационный момент.
Вступительное слово педагогов. Обозначается тема занятия, его актуальность, логическое задание, план.
Изучение нового материала:
БЛОК УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ:
? Назовите участников военных конфликтов?
Учитель дает определение понятия "этнос", обучающиеся записывают его в планшетах.
? Что образует совокупность этносов?
? Какая общность образуется при слиянии нескольких этносов, племен или народностей?
Учитель дает определение понятия "нация", обучающиеся записывают его в планшетах.
- Не все этносы и народности могут сосуществовать в мире и понимании. И поэтому между ними проявляются этнические и национальные кризисы. Вот несколько их форм.
Приложение 1. Глобальный этнический кризис.
Обучающиеся работают с планшетами, выделяя актуальные причины конфликтов в современном мире.
БЛОК УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ:
Учитель дает определение понятия "конфликт", "война". Обучающиеся записывают их в планшетах и выделяют одной из главных причин территориальные притязания государств и рассматривают ее на примере РФ.
Приложение 2. Эпизод № 1 фильма "Русская карта"
Обучающиеся еще одной причиной социальных войн выделяют религиозные притязания.
БЛОК УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ:
Учитель дает определение понятия "религия", обучающиеся записывают их в планшетах. Педагог выделят основные признаки мировых, национальных и традиционных религий.
? Последователи какой религии при защите своих постулатов проявляют агрессию? В чем она проявляется?
Учитель раскрывает понятие "терроризма"
Приложении 3. Фрагмент фильма "Расследование с нуля. 9/11"
БЛОК УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ:
Учитель делает акцент на отношении молодежи к проблеме социальных войн.
Приложение 4. Эпизод № 2 фильма "Русская карта"
Закрепление:
Обучающиеся делают выводы в дидактическом материале на планшетах.
Рефлексия.
Учебный материал к уроку.
Фамилия, имя: ____________________
Дата: ____________________________.
Тема учебного занятия: ___________ войны.
Логическое задание учебного занятия: К каким последствиям в обществе могут привести социальные войны?
Тезаурус учебного занятия: конфликт, война, этнос, нация, религия.
План учебного занятия:
- Этническая война -
- Межнациональный конфликт -
- Религиозная война -
1.
Нация | Может занимать территорию - | Примером нации является: |
2.
Религия | Может занимать территорию - | Примером религии является: |
Вывод по учебному занятию: ______________________________________
Словарь учебного занятия
№ | ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
1 | конфликт | |
2 | война | |
3 | этнос | |
4 | нация | |
5 | религия | |
6 | ________________ |
Причинами межнациональных конфликтов, на мой взгляд, являются: