Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Что такое деньги"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • рассмотреть что такое деньги, функции денег, причины возникновения денег, познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями;
  • развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;
  • воспитывать бережливость.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор;
  • учебник для 3 класса "Мир вокруг нас" часть 2;
  • рабочая тетрадь "Мир вокруг нас".

Раздаточный материал:

  • монеты достоинством 1 рубль, 1 копейка;
  • три карточки с задачами.

Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе PowerPoint (см. Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие обучающихся.

2. Эмоциональный настрой.

- Настроение каково?

- Во!

- Все такого мнения?

- Все без исключения.

- Может Вы уже устали?

- Мы с собой таких не брали!

- Может ляжем отдохнём?

- Лучше мы урок начнём!

II. Сообщение темы и целей урока.

Интеллектуальная разминка "Загадка". Слайд 1.

Презентация.

Ну, что сказать о первом слоге?
О нём известно, слава Богу,
Что он антоним слову "ночь"
И приведенья гонит прочь.

Второй же слог - спросите маму,
Француза, автора романов,
Усатого де Мопассана,
По имени все как зовут.

И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?

Ученики: деньги.

Показ отрывка из мультфильма "Незнайка на Луне" (часть 5, где Незнайка задаёт вопрос: что такое деньги?)

Учитель: Какое слово слышит впервые Незнайка?

Как вы понимаете, что такое деньги?

(Высказывания детей)

Учитель: На этот вопрос мы с вами должны ответить на уроке. Слайд 2.

Работа по теме урока.

Объяснение нового материала.

Учитель: Каждую минуту на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причём разные люди и предприятия производят различные товары. Скажите, кто что производит? Слад 3.

Фермер автомобили
Кондитерская фабрика картофель
Молочный комбинат конфеты
Автомобильный завод творог

Учитель: Что же происходит с этими товарами дальше?

(Высказывания детей)

Учитель: Об этом прочитаем в учебнике (с. 68)

(Дети читают вслух 2 абзац)

Учитель: Итак, каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит : (обмен товарами).Слад 4.

Учитель: Назовите два способа обмена.

Ученики: Бартер и купля-продажа.

Учитель: Прочитаем, что такое бартер. Слад 5.

Учитель: Бартер - это прямой обмен одних товаров на другие. Предположим, один завод производит кирпич, а нужны ему трубы. Работники завода находят другое предприятие, которое производит трубы, а нуждается в кирпичах. И они меняются. Подобный обмен знаком каждому. Вы, наверное, тоже менялись с друзьями наклейками.

Кажется, всё просто и удобно. Но на самом деле сложно и неудобно! Представьте только, что вам придётся выменивать у кого-то всё, что требуется для жизни: и зубную пасту, и ботинки, и хлеб, и телевизор: Очень сложен бартер и для предприятий. Гораздо удобнее другой способ обмена - купля-продажа. Это такой обмен, в котором участвуют : (деньги) Слад 6.

Учитель: Как происходит купля-продажа?

(Высказывания детей)

Учитель: Купить или продать товар - это значит обменять его на какое-то количество денег. На какое именно - указывает : цена товара.

Учитель: Тот, кто производит нужный тебе товар, без всяких хлопот отдаст его за деньги. А сам на эти деньги в любое удобное для него время купит то, что ему необходимо. Так, что же такое деньги?

(Высказывания детей)

Учитель: Прочитаем определение. Деньги - особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. Слад 7.

- На какие товары можно обменять деньги? На какие услуги?

(Высказывания детей)

Учитель: Всегда ли существовали деньги?

(Высказывания детей)

Учитель: Послушаем сообщение ребят. Слад 8.

Ученик: Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. На смену им постепенно пришли монеты и бумажные деньги.

Учитель: В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. Назовите денежные единицы России.

Ученики: Рубль, копейка.

Учитель: Кто знает, как образовались эти слова?

(Высказывания детей)

Учитель: Послушаем сообщение ребят "Из истории российских денег".

Ученик: Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Слад 9. Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты. Слад 10.

Практическая работа.

Учитель: У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Что на них изображено и написано? Кто знает, как называются части монеты?

(Высказывания детей)

Учитель: Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. Она называется "аверс" или "орёл". Другая сторона - оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется "реверс" или "решка". Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты - "гурт". Слад 11.

Учитель: Положите монеты перед собой так, чтобы вам была видна лицевая сторона. Как она называется? А теперь положите так, чтобы была видна оборотная сторона. Как она называется? Какой номинал на ней указан? А легенда?

Учитель: А сейчас откройте тетради и выполните задание №2. (Выполняется взаимопроверка)

Физминутка.

Объяснение нового материала.

Учитель: Посмотрите ещё один отрывок из мультфильма и назовите денежные единицы, которыми пользуются коротышки на Луне.

Показ отрывка из мультфильма "Незнайка на луне" (продолжение)

(Высказывания детей)

Учитель: А кто знает денежную единицу многих стран Европы? Слад 12.

Ученики: Евро.

Учитель: В качестве чего получают деньги большинство людей?

Ученики: В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо - зарплата).

Учитель: Что покупает человек на заработанные деньги?

Ученики: Товары и услуги.

Учитель: Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?

Ученики: Сбережения. Слад 13.

Работа над пройденным материалом.

Работа по группам.

Ученики разделены на 3 группы. Раздаются 3 задачи (по 1 задаче на группу).

Слад 14.

Задача 1: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

- средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Слад 15.

Задача 2. Цена телевизора - 15000 рублей. Цена плеера - 1600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Слад 16.

Задача 3. Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара)).

2. Обобщение.

Учитель: Но есть люди, которые тоже откладывают деньги и их нельзя назвать сбережениями. С какой целью они это делают? Чтобы узнать правильно ли вы рассуждаете, для этого прочитаем материал из рубрики "Копилка интересных фактов".

(Чтение детьми материал из рубрики "Копилка интересных фактов" на странице 71 )

Учитель: А сейчас отправимся в магазин. Найдите в нашем магазине то, что можно купить за деньги. Все ли можно купить за деньги? Приведите свои примеры. Слад 17.

Ученики: Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.

Учитель: Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".

Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.

Где-то дома у метро -
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк?

(Высказывания детей)

Учитель: Как надо относиться к природе?

(Высказывания детей)

Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение "Для чего нужны деньги?" и красочно его оформить. Слад 18.

Итог урока.

Учитель: Давайте вспомним начало урока и вопрос, на который не мог ответить Незнайка: "Что такое деньги?" Слад 19, 20.