Цели и задачи:
- привлечь внимание родителей к необходимости воспитания у подростка чувства ответственности перед собой, перед родителями.
- способствовать взаимопониманию двух поколений: отцов и детей.
Ход собрания
1ученик:
Что на
свете всего дороже?
Семья.
А что
значит семья?
Это – семь
я.
Без чего
не может быть она?
Без папы,
мамы и меня.
А чем же
скреплена она?
Любовью
сильной и большой,
Ведь все
мы связаны семьей.
2
ученик:
Будьте
хорошими детьми своих отцов и матерей!
3
ученик:
Больше
всего уязвляет сердце отца или матери неблагодарность, равнодушие сына, дочери.
4 ученик: Семья - компас для младенца.
5 ученик: Семья - это место приземления для старших, стартовая площадка для младших, полигон взаимопонимания для каждого.
Учитель: Семья – это любовь.
Незаметно летит время. Кажется совсем недавно вы, уважаемые родители, привели своего ребенка в первый класс, а уже порядковый номер на рабочих тетрадях «7»!
Ваши дети вступили в пору подростничества. А это значит и вам самим предстоит непростой жизненный период: кризис подросткового возраста. Конфликты и недопонимание, разочарования и тревоги. И, наверное, не в одной семье произносятся такие слова: «Ты стала другой, мама!» «Не узнаю тебя, сынок!»
На наше собрание я пригласила не только родителей, но и детей для открытого и доброго диалога, который поможет нам лучше понять друг друга и не забывать, что семья строится на самом главном чувстве – любви.
Человек должен. Вся сущность нашей жизни заключается в том, что мы обязаны, должны. Иначе жить было бы невозможно. Нo человеку нужно выработать правильное отношение к выполнению своих обязанностей. Если человек освобождает себя от долженствования (то есть исполнения долга), он становится сначала мелким самолюбивым существом, потом - подлецом, потом - предателем.
Какие же обязанности есть у человека? Кому и что он должен?
1. Долг перед родителями.
Учитель: Ребята, мне хочется прочитать вам совет-напутствие В. Л. Сухомлинского.
« Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей. Три несчастья сеть у человека: смерть, старость и плохие дети, - говорит народная мудрость. Старость - неотвратима, смерть — неумолима; перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей твоих, но и от вас самих - детей.
Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью? Это значит - приносить в дом только мир и покой, радость и счастье, не приносить тревог, огорчений, обид, позора семье.
Хорошие дети - спокойная старость, плохие дети - старость превращается в ад... Помните: как вы, дети, относитесь к своим отцу, матери, так и ваши дети будут относиться к вам, когда вы станете отцами и матерями... До конца дней своих человек должен остаться сыном. Чем больше его ответственность за собственных детей, тем выше его сыновний долг, даже тогда, когда уже нет в живых его матери и отца.
Умей чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Их болезнь - твое горе, Их неудачи и неприятности на работе - твоя беда... Если в семье горе, несчастье, неприятность - твоя ответственность за благополучие семьи возрастает во сто крат. Только упорным трудом ты можешь облегчить труд своих родителей. Этот твой труд - самое сложное человеческое дело. Он - труд души. Несчастье, горе, беда матери и отца преодолеваются часто уже тем, что и как ты думаешь. Умей думать хорошо. Умей быть добрым в мыслях и чувствах.
Береги здоровье родителей. Помни, что раннюю старость и беда твоей матери и отцу приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Больше всего уязвляет сердце отца и матери сыновняя неблагодарность, равнодушие сына, дочери...»[2]
Учитель: Труд души... Это непростое занятие, но без него вряд ли удастся услышать друг друга в этом мире. Внимательны ли вы, подростки, к своим родителям? Знаете ли, чем живут они, о чем тревожатся? Когда в последний раз вы взяли мамину ладошку в свою руку, чтобы усадить ее отдохнуть, а сами взялись за мытье посуды?
Мелочи? Пустяки? Но именно из них строится большое чувство уважения, ответственности, долга.
Попробуйте ответить на мои вопросы, и вам станет ясно, какие вы сын и дочь.
(Учащимся задают вопросы. Желающие могут ответить, а присутствующие родители подтвердят правильность ответов.)
- День рождения мамы (папы).
- Любимый цветок мамы,
- Любимое блюдо папы,
- Любимый мамин фильм (книга, песня, актер).
- Футбольная (какая-либо другая) команда, за которую болеет ваш отец.
- Самая главная дата на календаре для ваших родителей, Почему?
- Мамина (папина) мечта.
- Мамины (папины) слабости: чего боятся? О чем обычно беспокоятся? С какими привычками борются?
Учитель. Труд души требуется не только от детей, но и от родителей. Воспитать хорошего сына и дочь - сложная педагогическая задача. Сухомлинский, обращаясь к родителям, говорил:
«Рождение - это еще не создание. Человеческое творчество начинается с того, что вы вкладываете в рожденного вами человека свой ум, волю, красоту. С первого же крика вашего ребенка вы встретитесь с его желаниями. Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему все, что он пожелает. Мудро властвовать над желаниями - вот в чем материнская и отцовская мудрость... Ты будешь смотреть на своего ребенка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать ему все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное - чувство долга перед теми, кто делает тебе добро…» [2]
Как же воспитать человека, который станет опорой и защитой для постаревших родителей? Нет рецепта.... Думайте и присматривайтесь. Набирайтесь мудрости у мудрых...
Учащийся:
Старинная абхазская легенда
У орла было тир птенца. Однажды отцу семейства пришлось искать другое гнездо. Но путь осложняла огромная пропасть, которую малыши были не в силах преодолеть. Орел взял первого птенца и полетел с ним через пропасть.
Кого ты будешь кормить, когда станешь взрослым? - спросил он орленка. - Тебя. отец, - ответил сын. Отец разжал когти и бросил юношу в пропасть
- Кого ты будешь кормить, когда станешь взрослым? - спросил он орленка.
- Тебя, отец,- ответил сын.
Отец разжал когти и бросил ношу в пропасть. - Кого ты будешь кормить, когда станешь взрослой птицей?- спросил орел второго птенца. - Тебя, отец!- последовал ответ. И этого птенца орел бросил в бездну. - О ком ты будешь заботиться, когда станешь взрослым? - обратилась мудрая птица к третьему сыну.
-Я буду кормить свою семью, - ответил желторотый орленок.
Это был правильный и честный ответ. Отец донес сына до безопасного места….
Учитель: Ребята, я прошу вас разъяснить смысл данной легенды, а родителей прошу помочь ребятам….
Учитель:
Психологи считают, что счастье ребенка, его привычки и пристрастия определяются жизнью в родительском доме. Вы можете много рассказывать о любви, но если ребенок будет видеть, что реально любовь - это бесконечно ссорящиеся родители, ваши рассказы - пустой звук. Вы будете мечтать о том, чтобы сын или дочь были чуткими к прекрасному и красивому, но если вы не уделяете этому аспекту должного внимания, то вряд ли ваш ребенок сможет разобраться в окружающей жизни и верно определить для себя , что красиво, а что уродливо.
В мелодии, которая создается близкими людьми, каждый звук должен быть чистым. Не испортить ее фальшивыми нотами - долг каждого человека, и взрослого (родителя) и юного (ребенка). [1]
Я хочу вам предложить результаты анкетирования ребят нашего класса, которое выявило некоторые проблемы:
- нет контакта с мамой – 25%
- жесткий контроль – 5%
- ревность к младшему брату, сестре - 10%
- у родителей нет времени поговорить – 10%
- родители ограничивают меня во всем – 50%
- нет понимания – 38%
- повышенные требования – 18%
- никуда не пускают – 10%
- относятся как к маленькому ребенку – 30%
За каждым из этих фактов - человеческая судьба, может быть даже драма, ведь для подростка любой, кажущийся взрослым незначительным, факт может быть трагичным.
Я позволю себе ознакомить вас с некоторыми ситуациями и попрошу родителей высказать свое мнение (учитель зачитывает цитаты из сочинений детей «Исповедь подростка»)…
Учитель:
На чем же строится семья? На доверии и понимании, на взаимном терпении ,умении ощущать себя на месте другого, на любви.
Следующий этап - творческий. Я попрошу родителей написать на лепестках ромашки, сделанной вашим ребенком, те качества, которые вы хотите в нем воспитать.
А теперь попрошу вас обменяться сюрпризами : родители дарят ромашку, а ребята - рисунок, на котором вы, уважаемые родители, увидите самые лучшие черты вашего характера.
А сейчас стихотворение....
Подожди, постой немного .
Посмотри родному в глаза
Почему в его сердце тревога
И вот-вот набежит слеза?!
Может ты его плохо понял
Иль услышать не захотел?
А не сделал ли ты ему больно,
Что, обидевшись, он онемел?
Удели дорогому внимание
О проблемах его расспроси
Помоги ему добрым советом
И любовью, теплом одари!
Сердце вмиг на любовь отзовется
И раскроется снова душа
И в семью вашу счастье вернется
А проблемы уйдут навсегда…
Курило М.С.
Слово предоставляется психологу школы......
(После выступления психолога родителям раздаются памятки.)
Учитель.
Завершить наше собрание мне хочется следующими словами:
Капитанами
кораблей юности являемся мы - взрослые, а это значит, от нас зависит: сядет ли
иной из этих кораблей на мель, или отправится он в большое плавание – по курсу
доброты и сердечности, мужества и великодушия, готовности к подвигам и борьбе
за свои убеждения, к защите того, кто нуждается в этой защите.
Л.Н.Толстой
И пусть лозунгом взаимоотношений в семье станут
Любовь - Доверие - Взаимопонимание - Поддержка.
Памятка родителям
1. Как можно чаще проявляйте живую заинтересованность делами своего ребенка, чтобы он постоянно чувствовал вашу поддержку и заботу;
2. Убедите ребенка, что он может доверять вам, что вы всегда поймете его и поддержите в любой ситуации, и его проблемы вам не кажутся смешными;
3. Не подавляйте сына или дочь своим авторитетом. Пусть они чувствуют себя личностями. Не занижайте самооценку у ребёнка.
4. Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот, назло в знак протеста. Используйте метод убеждения.
5. Постарайтесь строить доверительные отношения с ребенком, просвещайте его по вопросам интимной жизни во избежание неправильного формирования этой сферы человеческих взаимоотношений
Список литературы
1. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе. Волгоград: «Учитель»,2004г, 95с.
2. Попова Т.В.Родительские собрания. Учимся понимать подростка. Волгоград : «Учитель»,2008, 175с.