Цель: продолжить работу над изменением существительных по числам, учить различать существительные среди других частей речи; развивать умение учащегося наблюдать, сравнивать, грамотно объяснять, делать самостоятельные выводы; воспитывать чувство прекрасного.
Ход урока
I. Прочитайте эпиграф нашего урока.
Чудесный вид, волшебная краса!
Белы, как день, земля и небеса.
А. Поленаев
– О каком времени года говорит поэт?
– Для кого из вас зима – это тоже “краса волшебная”? Почему?
Красивая наша русская зима! Зима – великая мастерица на выдумки. Что только не увидишь зимой! Чего только не умеет из снега лепить она! Какие только развлечения не выдумывает она!
II. Словарная работа.
- Тронул он мое окно –
Стало сказочно оно.- Их обычно шьют из кожи,
Но из шерсти вяжут тоже,
В них любой зиме назло
Пальцам рук всегда тепло.- Бегут по дорожке доски да ножки.
- Зимой из снега слеплен ловко:
Три колобка и нос морковка.- Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
Просто так себе летают.- Скачет по лесу то взад, то вперед,
Воет, гудит и деревья трясет.
(Мороз, варежки, лыжи, снеговик, снежинки, вьюга.)
Задания по записанным отгадкам.
– Подчеркните все известные вам орфограммы
– Имеются ли здесь родственные слова? Допишите еще в этот ряд два родственных слова. Объясните, почему они родственные.
– Есть ли слова, в которых букв больше, чем звуков?
– Каким словом, близким по значению можно заменить слово “вьюга”: (метель).
Выберите из группы слов, только имена существительные, запишите.
– Вьюжный, вьюга, завьюжило.
– Мороз, морозило, заморозки, морозная.
– Снежинка, снежная, снеговой.
– Метет, замели, метель.
– Как изменяются имена существительные? Запиши эти существительные во множественном числе.
(Вьюги, метели, морозы, снежинки.)
III. Составьте и запишите красивые предложения с соблюдением с любыми из записанных вами слов.
IV. Работа с текстом.
Пришла зима в лес. Обрядила она сосны и березы в тяжелые снеговые шубы. До самых бровей нахлобучила им белые шапки. Стоят деревья словно лесные богатыри.
– Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому тексту?
– Почему березы и сосны названы лесными богатырями?
– Объясните значение слов обрядила, нахлобучила.
– Выпишите имена существительные, определите их число.
– Дополните этот текст одним своим предложением.
V. Самостоятельная работа.
На доске несколько вариантов предложений о зиме. Нужно выбрать понравившееся, переписать в тетрадь, подчеркнуть существительные, определить их число.
- Наступила зима. На улице стоит морозная погода.
- Ребятишки во дворе слепили снеговика. Вместо носа у него морковка, вместо глаз – угольки.
- Падает пушистый снег. Снежинки тихо ложатся на землю.
- Идет снег. Он укрыл все вокруг белоснежным ковром.
- Красивые снежные деревья. Они укутаны инеем, словно шалью.
VI. Просмотр фильма “Зима в Зауралье”.
Задание: наблюдаем красоту нашей природы; записать в тетрадь пять зимних существительных.
VII. Итог урока.
Для кого зима любимое время года? Почему?
VIII. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение “Зима в моем городе”.