Цель: развитие способности общения родителей и детей.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Добрый день, дорогие званые и желанные гости! Сегодня наша встреча посвящена Вам. Как хорошо, что наши родители откликнулись на наше приглашение!
2. Рефлексия.
Вытяните правую руку, закройте глаза, представьте, что на ладошке у вас маленькая звездочка. Протяните левую руку, возьмите еще одну звездочку. А теперь поставьте перед собой руки, загадайте желание и выпустите звездочки в небо. И пусть ваши желания исполнятся.
3. Сообщение темы, постановка целей.
– К нам в гости сегодня опять пришла Мудрая черепаха.
– Как вы думаете зачем?
– Прослушайте, пожалуйста, песню и подумайте о чем она.
– Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить? (Звучит песня “ Счастливая семья ”.)
– Верно, сегодня мы будем говорить о семье.
4. Работа по теме занятия.
– Семья… Слово это понятно всем, как слово “ хлеб ”, “ вода ”. А все – таки, что же такое “ семья ”?
– Что для вас означает слово “ семья ”? (Ответы сначала детей, а потом родителей.)
Записать на доске ответы детей в один столбик, ответы родителей – в другой.
– Так что же такое “ семья ”? Сделайте вывод. –
– В. И. Даль дал такое понятие семье : “ Совокупность близких родственников, живущих вместе ”.
– В слове семья много поучительных загадок и открытий.
– Назовите пословицы, поговорки, сказки о семье.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Куда иголка, туда и нитка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
Где лад – там и клад.
– Слово “ семья ” можно разделить на “ семь ” и “ я ”, т.е. семеро таких же как и я. И, действительно, в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами. Само по себе число “ 7 ” – магическое, оно неделимое. Поэтому оно и говорит нам, что семья – это неделимое целое.
– Есть еще одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова “ семя ”.
– Как вы думаете, почему? (Ответы сначала детей, а потом родителей.)
– Что такое “ семя ”? (Семя – вещество, содержащее в себе зародыш животный или растительный. В. И. Даль.)
– А что нужно семени, чтобы оно выросло?
– Так почему семья похожа на семя? (Ответы сначала детей, а потом родителей.)
– Знаменитый учитель – педагог В. Сухомлинский написал такие строки: “ Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро ”.
– Как вы понимаете эти слова?
5. Физкультминутка.
6. Работа по теме занятия.
– Скажите, а легко ли жить без семьи?
– А почему?
– Послушайте, пожалуйста, сказку.
У солнца.
На улице было пасмурно. Шел мелкий дождь. По улице торопились люди домой. Собаки залазили в свои будки. Только мальчику некуда было идти, он был сирота, у него не было дома и семьи. Он сидел у дороги с протянутой рукой, но никто его не замечал.
Одежда его была вся мокрая. Малышу было холодно, он весь дрожал. Ему очень хотелось кушать, но никому не было до него дела.
Наступил вечер, улица опустела. Мальчик постучал в двери одного дома и попросил впустить его обогреться. Хозяева дома открыли дверь и спросили: “ Что тебе нужно? ”. Мальчик попросил приюта, но его не впустили.
Тогда он решил пойти к солнцу, чтобы оно его обогрело. Думая о солнце, тепле, мальчик не заметил, как вышел за город. Была каменистая дорога, ноги были босы, ему было больно идти по камням. Он плакал и шел вперед.
Перед мальчиком раскинулись высокие горы. Он думал: “ Если я дойду до вершины горы, то достану солнышко ”.
Дойдя до середины горы, мальчик устал и сел отдохнуть.
* * * * *
– Какое чувство у вас возникло, прослушав сказку? (Ответы детей, потом родителей.)
– А как вы думаете, чем закончилась сказка?
* * * * *
Усталый мальчик решил продолжить свой путь. Но по дороге он встретил человека.
Человек спросил:
– Куда ты идешь? И почему ты один?
Мальчик заплакал и сказал: “ У меня никого нет. Я иду к солнцу, чтобы оно обогрело меня ”.
Человек сказал, пойдем со мной, я дам тебе тепло, ты отдохнешь и согреешься у меня.
И вот они пришли домой. Во дворе играли трое детей, мужчина подвел мальчика к ним и сказал: “ Это ваш брат, любите его. Если мы прокормили троих детей, то прокормим и четверых ”.
Первой подошла женщина, мать этих детей и обняла его так нежно, что мальчик почувствовал материнскую ласку и тепло рук.
Наступило утро. Пели птицы. Мальчик проснулся и почувствовал тепло нежных рук. Открыв глаза, он увидел маму, которая нежно держала его руки.
Мальчику было тепло и уютно, и он подумал: “ ВОТ Я В ОБЪЯТИЯХ СОЛНЦА ”.
– Довольны ли вы концом сказки?
– Чем довольны?
– Как вы понимаете выражение: “ И он в объятиях солнца ”?
– Давайте расскажем Мудрой черепахе, что нужно для того, чтобы в семье было солнце.
7. Рефлексия.
– Давайте каждый из вас на солнечном лучике напишет рецепт счастливой семьи и добавит его на наше солнышко.
– Мудрая черепаха благодарит вас за то, что вы подарили ей солнышко.
8. Итог занятия.
– Так что же значит семья для каждого из вас?
Все начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Все начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Все начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Все начинается с семьи….
Я благодарю всех, кто принял участие в сегодняшнем занятии. Желаю Вашим семьям жить дружно, счастливо. Мир вашему дому!