Развитие речи – это очень длительный, целенаправленный процесс и требует от учителя огромного труда. Каждый урок должен хорошо продумываться, содержать определенный вид работы учителя и учащихся.
Немаловажную роль в процессе развития речи младших школьников играют загадки и пословицы.
Загадки оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к восприятию того или иного правила, помогают ученикам запомнить новые термины. При этом развивается и обогащается речь детей. Для работы можно использовать как саму загадку, так и отгадку.
Вот какие загадки можно использовать при изучении некоторых тем:
Безударная гласная о, проверяемая ударением.
Всю ночь летает, мышей добывает,
а станет светло, спать летит в дупло.
(Сова.)На шесте дворец, во дворце певец,
а зовут его …
(Скворец.)
Отгадки скворец, сова ученики записывают, ставят в них ударение, подбирают проверочные слова (скворушка, совы) и делают вывод: безударная гласная о проверяется ударением.
Безударные гласные, не проверяемые ударением.
Круглый, как мяч, с виду зеленый,
На вкус сладкий.
(Арбуз.)Был ребенок – не знал пеленок,
стал старичком – сто пеленок на нем.
(Капуста.)
В словах арбуз, капуста дети ставят ударение, пытаются проверить их и приходят к выводу: написание этих слов нужно запомнить.
Правописание звонких и глухих согласных.
Бегут по дорожке доски да ножки.
(Лыжи.)Маленькие зверьки, серенькие шубки,
Черненькие глазки, остренькие зубки.
(Мыши.)С глухим – траву она срезает,
Со звонком и листочки объедает.
(Коса-коза)
Ученики отгадывают, находят слова с трудными орфограммами, проводят орфографический разбор.
Ножка толстая и шляпка,
Друг лесов и друг полей.
Убегает без оглядки
От корзинок он быстрей.
(Гриб.)
Задания:
Какие виды грибов вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
Какой звук мы слышим на конце существительного гриб? А какую букву пишем? Почему?
Вставьте пропущенные буквы и объясните правильность написания слов л..сов, п..лей, уб..гает, к..рзинки.
С неба падал легкий пух,
Он похож на белых мух.
Запушил леса, поля –
Стала белой вся земля.
(Снег.)
Задания:
В каком месяце выпадает первый снег?
Какие зимние праздники вы знаете?
Вставьте пропущенные буквы в слова запуш..л, п..ля, б..лый, з..мля.
Предлагаю подобрать к словам-отгадкам слова-признаки, слова-действия. Например: Какой снег? – белый, блестящий, красивый, пушистый. Снег что делает?– блестит, сверкает, падает, идет, лежит.
Родственные слова.
Кто в лесу густом живет
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу?
Найдите в загадке родственное слово отгадке.
(Медведь, мед.)
Пословица – это краткое мудрое народное изречение, имеющее назидательный смысл. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с большим уважением относятся к пословицам, часто используют их в своей речи. От этого наша речь становится яркой, образной. Вот почему мы с ребятами записываем пословицы отдельно в альбоме. Рассмотрим пример: читаем пословицу, пропуская слово с непроверяемыми гласными. Дети должны определить какое слово пропущено и назвать всю пословицу.
Ленивому всегда (праздник).
Из слогов “собери” пословицу:
ша | ро | кни | я | га | хо | т | ший | друг | луч |
Отгадай пословицу по двум словам:
Дело – безделье.
Руки – скука.
Дело – потеха.
Отгадай вторую часть пословицы:
Труд человека кормит…..
Не имей сто рублей, а …
Кто не работает, ……
Пословицы и загадки обладают большим воспитательным и развивающим потенциалом. Их использование на уроках языка и чтения в целях развития речи младших школьников дает положительные результаты.