Цель: развитие мотивации к познанию окружающего мира и творческой деятельности.
Задачи:
- формировать умение самостоятельно выполнять эскиз изделия;
- закрепить знания о цветовом круге и умение применять их на практике;
- способствовать воспитанию любви к природе родного края.
Тип занятия: комбинированное.
Методы обучения:
- Словесные – рассказ педагога, сообщения учащихся о некоторых видах бабочек, особенностях их окраски, чтение стихов, загадок.
- Наглядные – иллюстрации с изображением бабочек, таблица с цветовым кругом.
- Практические – самостоятельная работа над эскизом.
Оборудование и материалы: ножницы, бумага, краски, карандаши, кисти, клей, цветок для выставки.
Ход занятия
1. Вводная часть:
Организационный момент.
Подготовка к занятию.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Теоретическая часть:
Природа – неисчерпаемый источник красоты. Разве не привлекают внимание своими формами и красками причудливые цветы, или отливающие всеми цветами радуги рыбки, или разнообразные с великолепным оперением птицы? А что говорить об изумительной красоте бабочек? Древние римляне верили, что они произошли от цветов, оторвавшихся от стеблей. И сегодня мы будем говорить о бабочках – нежных и хрупких созданиях, но сначала послушаем о них стихи, которые вы приготовили (дети читают стихи и загадки о бабочках) (Приложение 1).
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Я вижу, что вас заинтересовала эта тема и чтобы больше узнать о бабочках, послушаем сообщения, которые нам приготовили девочки.
Ученик 1. Общие сведения о бабочках, особенности строения крыльев (Приложение 2).
Мы узнали о разнообразии видов бабочек, а сейчас мы более подробно познакомимся с некоторыми из них.
Ученик 2. Знакомит с некоторыми видами бабочек, их названием, особенностями окраски крыльев. (Приложение 3).
Ученик 3. А теперь послушаем, как окраска помогает бабочкам спасаться от врагов. (Приложение 4)..
Вот так приспособились бабочки спасаться от врагов. И это не случайно, ведь бабочек подстерегает много опасностей: насекомые – хищники, птицы, некоторые виды млекопитающих – это далеко не полный список их врагов. Из сотен гусениц выживают десятки, и лишь единицам удается завершить жизненный цикл развития. Вмешивается в него и человек. Бабочек ловят для коллекций, а гусениц часто уничтожают как вредителей. Поэтому многие виды бабочек занесены в Красную книгу.
Но мы с вами своей коллекцией не нанесем вреда природе, потому что наши бабочки будут созданы из ниток и ткани. И пусть наши бабочки, как живые цветы, украсят наш кабинет, наполнят его светлой радостью, движением и радуют нас чудесным сочетанием красок.
Повторение пройденного материала.
Для гармоничного сочетания цветов рекомендуется использовать цветовой круг. Давайте мы обратимся к нему и вспомним законы сочетания цветов.
Ответы детей:
– холодные цвета
– теплые цвета
– ахроматичные цвета.
– Гармоничное сочетание – цвета расположенные через сектор.
– Контрастное – противоположный сектор.
– Дисгармоничное сочетание – соседние секторы. Дисгармонию можно уменьшить, если
использовать дополнительный, нейтральный цвет (черный, белый, серый).
Посмотрите примеры сочетания теплых, холодных, контрастных цветов (демонстрация таблицы).
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
Окраска бабочек обычно симметрична, но можно и фантазировать. Ведь самый великий художник – природа дала волю своей фантазии и не поскупилась на краски и оттенки, покрывая крылья бабочек замысловатыми узорами.
Практическая часть.
Прежде чем приступить к выполнению эскиза, давай те еще раз повторим технику безопасности при работе с инструментами.
Выполнение эскиза бабочки.
– Самостоятельная работа детей.
– Оказание помощи в затруднительных ситуациях.
Заключительная часть.
Изготовленные эскизы бабочек закрепляются на цветке (выставка работ).
– Оценка работ учащимися, педагогом, самооценка.
Я думаю, что такие красавицы – мечта любого коллекционера! Сегодня мы узнали много нового о чудесных созданиях – бабочках. Познакомились с разнообразием их названий, окраски, выполнили эскизы, изделия по которым мы начнем выполнять на следующем занятии.
Я надеюсь, что теперь, когда вы встретите порхающих в воздухе бабочек, вы отнесетесь к ним с большим вниманием и интересом!