Тема урока "Письменные приемы сложения и вычитания. Закрепление пройденного" ("Путешествие в космос"). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Продолжить работу по закреплению устных и письменных вычислительных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел.
  2. Развивать математическое мышление, память, воображение, находчивость.
  3. Воспитывать интерес к математике, формировать мировоззрение, стремление к получению новых знаний.

Оборудование:

  • *панорама звездного неба: солнце, звезды, планеты солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс), изображение кометы ; или мультимедийное сопровождение;
  • *рисунок с изображением ракеты;
  • *портрет Ю.А.Гагарина и В. Терешковой;
  • *конверты с материалом для конструирования (различные виды треугольников);
  • *плакат с ребусом (название корабля), глобус;
  • *при подготовке к уроку учащиеся разучивали стихи, самостоятельно находили и читали материал о космосе и космонавтах; проведена беседа.

Ход урока

1. Мотивация на успех.

Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
И прекрасна, и сильна
Математики страна.
Целый день кипит работа
Все подсчитывают что-то.

2. Чистописание. Число 12.

– Вы наверное уже догадались, почему именно это число мы будем сегодня писать.

– Почему 12 апреля стали считать праздником?

Учитель. Обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль-спутник, пилотируемый гражданином Советского Союза Ю.А.Гагариным. Сбылась вековая мечта человечества! Юрий Гагарин сделал всего один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру– эру полетов человечества в космическое пространство.

– Напишите число 12 в тетради, соблюдая все правила.

– Дать характеристику данному числу.

3. Постановка темы и цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке математики я вам предлагаю совершить путешествие в космос.

Давайте вместе попробуем вспомнить или узнать что-либо новое из истории Космоса

Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учебы дела не пойдут.
Космонавты растут среди вас,
Но без знаний на Марс не возьмут!

4. Арифметический диктант.

*В каком месяце и какого числа родился первый космонавт Земли? (9 марта.)

*Назовите фамилию первой женщины космонавта. Сколько раз она облетела вокруг Земли ? (48)

*В каком году Ю. Гагарин полетел в космос? (1961)

*Посчитайте, сколько лет прошло с тех пор? 2010 (49 лет.)

*Сколько минут пробыл в космосе первый космонавт ? (108)

Учитель. Что вы можете сказать о данных числах? (Расположены в порядке возрастания; можно разделить на две группы – четные, нечетные.)

Составьте с помощью цифр числа 108 новые числа. (801, 810, 180)

*Отгадайте загадку.

Сам– металлический,
Мозг электрический. (Робот.)

Я предлагаю взять с собой в полет робота. Как вы думаете для чего? (Ответы детей.)

Робота мы с вами будем рисовать (графический диктант).

* От начальной точки 3клетки вверх,1 клетка вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 1 вверх на уголок вправо,3 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 3 вних. 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, соединяем в начальной точке.

5. Устные упражнения.

Учитель. Ум мы с вами потренировали, но этого недостаточно, чтобы полететь в космос. Как вы думаете, что еще должен уметь космонавт ? (Ответы детей.)

  1. Упражнение “Колесо”.
  2. Дидактическая игра “Кто быстрее спустится на парашюте?” (На доске 3 столбика примеров, вверху прикреплены парашюты.)
50 – 100
399 + 1
440 – 40
300 + 500
239 + 1
320 – 20
610 – 600
700 – 1
200 + 600
560 – 60
900 – 1
100 + 90

6. Работа над пройденным материалом.

Учитель. Вижу, что в космос вы лететь готовы. Значит, нам пора подняться на борт космического корабля. Но сначала узнайте его название (ребус).

На корабле с таким же названием летал в космос Ю.А.Гагарин.

Ученик.

Все готово для полета
Ждет ракета всех ребят.
Мало времени для взлета –
И ребята встали в ряд.
Все ребята встали в ряд
И, волнуясь говорят:

Ученица.

 – Есть космическая карта,
А на ней к Луне маршрут.
Пять минут еще до старта,
Пять коротеньких минут.
Все ли с нами, все ли тут ?

Ученик.

Есть от солнышка панамы
И конфет большой запас
До свиданья, наши мамы
На Луне ищите нас
На Луне ищите нас,
Будем там встречать мы вас.

Ученик.

Космонавт.
Такого слова не было.
Среди многих, многих тысяч слов.
Привезли его на Землю с неба
Летчики – Гагарин и Титов.

Учитель. Взлетаем. А чтобы нам не сбиться с пути давайте решим задачи.

1) Решение задач.

Включаем первую космическую скорость. Она нужна нам для того, чтобы преодолеть земное притяжение и выйти на околоземную орбиту. Первая космическая скорость равна 8 км/сек. Посчитайте, на каком расстоянии от Земли будет корабль через одну минуту ?

Мы вышли на околоземную орбиту, а чтобы лететь к другой планете , надо включить вторую космическую скорость. Она больше первой на 3 км/сек. Какова она ?

Третья космическая скорость нужна для того, чтобы преодолеть солнечное притяжение и отправиться к другим звездным мирам. Она больше первой космической в 2 раза. Какова она ?

Учитель. Лететь нам еще долго. Я предлагаю вам сыграть в игру “Поле чудес” вместе с Машей, Олей и Колей. (Решение задачи из учебника.)

Во время игры “Поле чудес” Оля набрала 540 очков, Миша на 120 очков меньше, чем Оля, а Коля – столько очков, сколько Оля и Маша вместе. Сколько очков набрал Коля ?

7. Физкультурная пауза.

Учитель. Что такое невесомость? (Ответы детей.)

Любой предмет в космосе ничего не весит, поэтому чайник на столе не смог бы стоять, а летал бы по кораблю как воздушный шар. Ни чай, ни воду в космосе в чашку налить невозможно, ведь вода там тоже ничего не весит.

Давайте представим, что чайник летает по кораблю и последим за ним глазками.

(Работа по таблице Базарного.)

А человек имеет вес в космосе ? (Ученики производят разные движения.)

8. Продолжение работы.

Учитель. Ребята, мы с вами так давно улетели из дома, а ведь там волнуются наши мамы.

Давайте попросим радиста отправить им весточку.

Ученик.

Тренировочный полет
Замечательно идет.
Выполняется программа.
Жди своих героев, мама !
Как бы ни был путь далек,
Мы домой вернемся в срок !

Учитель. Летим дальше. Ой ! Что это ? На пути встречается комета (в переводе с греческого “хвостатая звезда”). Комета представляет опасность, поэтому давайте скорее выполним задание и изменим путь корабля.

1) Решение уравнений.

Сравни уравнения каждой пары; сравни их решения.

Х * 3 = 120; Х : 3 = 120

2) Учитель. На нашем пути новое препятствие.

Справа к нам приближается странная планета.На какую геометрическую фигуру она похожа ? (На треугольник.) Наш космический корабль сможет обойти эту планету только тогда, когда вы посчитаете, сколько треугольников в ней прячется.

3) Учитель. Возьмите конверты и достаньте фигуры.

На какие три группы можно разбить все треугольники ? (Разносторонние, равносторонние, равнобедренные.)

А теперь давайте пофантазируем. Постройте из треугольников жилища людей, фигуры инопланетян и животных, которые могут жить на этой планете.

(Работа в парах, или в группах.)

Научите жителей этой планеты решать примеры, используя письменные приемы вычислений (столбиком). Примеры решаются по вариантам.

– 456
   184
+ 166
    334
– 527
   519
+ 292
   468

 9. Итог урока.

Учитель. Наш полет заканчивается. Вы сегодня прошли много трудных испытаний, но справились с ними достойно, потому что работали дружно.

Посмотрите в иллюминаторы. Как красива наша планета!

А какой увидел нашу планету из космоса Ю.А.Гагарин ?

Прочитайте слова, которые сказал первый космонавт , когда вернулся на Землю.

“Земля наша – голубая планета ! И ее надо беречь !

Так давайте и мы с вами будем беречь нашу планету...”