Цели урока:
- Образовательная:
Обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий : одночлена, одночлена стандартного вида, его коэффициента и степени. - Развивающие:
способствовать развитию умений выделять главное, существенное, и логически излагать свои мысли. - Воспитательная:
содействовать в ходе урока формированию познавательной активности.
I. Актуализация опорных знаний
1) Устно
1. Представить в виде степени с основанием а
а) (а3) 4;
б) а5 а 8 а 2;
в) а 4 : а2 а0;
г) а n а 3 : а2;
д) а6 а 13
а 17
2. Найти значение выражения
73 76
77
2) Проверка домашнего задания
А | В | С | |
Вычислить 43 253 |
1500 | 1000000 | 300 |
Возвести в степень ( – 3 x 3 y z 2) 2 |
- 9 x 6y2 z4 | 9 x 3y z2 | 9 x6 y 2 z 4 |
Упростить выражение ( n 3)5 (n 2) 0 |
n15 | n 17 | n 0 |
Решить уравнение (x 2)4 x 3 =5 x 10 Дополнительное |
25 | –5 | 5 |
II. Формирование знаний
1) Назовите тему урока, разгадав ребус
Сегодня наука алгебра поведет вас в лабораторию “Одночлены”, в которой вы узнаете, что такое одночлены, одночлены стандартного вида, коэффициент и степень одночлена.
2. Математический диктант
Ответьте письменно на следующие вопросы:
- Сколько месяцев в t годах?
- Сколько минут в n часах?
- Сколько метров в километре?
- Площадь прямоугольника со сторонами а и в равна…
- Длина окружности равна…
- Произведение пятой степени переменной x и четвертой степени y?
- Удвоенное предыдущее выражение.
- Произведение удвоенного квадрата переменной x на утроенный куб этой переменной.
- Площадь квадрата со стороной c.
- Любая отметка.
Записав ответы, можете проконтролировать, так как ответы для всех заданий находятся среди выражений, записанных на доске.
На доске:
1000, 50, 5, x 4 , 12 t, 2 x 5 y 4, 3,
2 x 2 ·3 x 3, 60 n, 3 ав, с2, 2,
60
n , ав, п r 2, а 2в, 2 п r,
4,
х 5 у 4, 25 авс (– 0,2) в, 2 х2 ·3х3.
Один ученик у доски из всех выражений, записанных на доске, подчеркивает свои ответы. (Подводим итоги диктанта, согласно критериям, отметку ставите в карту урока).
Все выражения перечисленные здесь, в том числе и ваши ответы, имеют общее название – одночлены или мономы.
Проанализируем строение всех этих выражений, попробуем дать определение одночлена.
Какие выражения могут быть одночленами?
3. Представим характерные портреты некоторых одночленов
На доске
а) стандартные одночлены
6 х5у4; 0,2 ав2с; – 3 авс3.
б) одночлены нестандартного вида
3х2у2х3у4; 4 · 0,5 х5у4; 1,8 а3 ва2.
в) одночлен третьей степени
5а2в
г) одночлен стандартного вида с коэффициентом 4
4х3в5у4
Хорошо рассмотрите портреты и вставьте пропущенные слова в следующие определения:
Текст на доске:
- Одночлен, представленный в виде произведения числового множителя, стоящего на первом месте, и степеней различных переменных называют одночленом ______________________________ вида.
- Числовой множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют _________________________ одночлена.
- Сумму показателей степеней всех входящих в него переменной называют ________________________ одночлена.
Можете проверить себя, вставленные слова должны находиться среди следующих слов: стандартного, нулевого, дробью, коэффициентом, степенью.
4. Проанализируем процесс приведения стандартному виду одночлена
2в5(–3) вс2 = 2 (–3)в 5 вс2 = – 6в6с2
–6 – коэффициент,
8 – степень одночлена.
5. Работа с учебником
В учебнике (п. 21) отыщите определения:
- одночлена;
- одночлена стандартного вида;
- степень одночлена.
6. Закрепление
- № 455 – устно (с комментариями учителя и учащихся с места);
- № 458 а, б, в, г – на доске и в тетрадях;
- Игра “Молчанка” с помощью сигнальных карточек, устно ответьте на вопросы № 463.
- “Найти пару”.
Для каждого одночлена из первого столбца подберите соответствующий одночлен стандартного вида из второго столбца.
1 1) 3 хвх |
2 1) 54авс5 |
Взаимопроверка. Ответы на доске.
Поставьте отметки в карту урока.
(1; 4), (2; 3), (3; 1), (4; 2)
7. Самостоятельная работа по вариантам
Вариант 1 № 457 в, д.
Вариант 2 № 457 г, е.
Дополнительное задание № 466.
Ответы: в) 20 ав3, д) 0,8m4n2, г) – 12 а5в2, е) – х4у2.
Проверьте ответы, оцените.
III. Итог урока
СИНКВЕЙ
(от англ. “путь мысли”)
1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающие предмет, о котором идёт речь | Одночлен |
2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. | Красивый, порядочный |
3. Три слова. Глаголы , описывающие совершаемые предметом или объектом действия. | Думай, упрощай, используй свойства степеней |
4. Фраза из четырёх слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. | Ура! Все получилось правильно! |
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта. | Произведение |
Рабочая карта урока
Фамилия, имя ученика ______________________________________________
Класс ___________________
№ | Вид работы | Отметка | Критерии оценивания |
1. | Устный счет | Самооценка | |
2. | Проверка домашнего задания (тест) | “5” – 5 заданий; “4” – 4 задания; “3” – 3 задания |
|
3. | Математический диктант | “5” – 10 заданий; “4”– 8, 9 заданий; “3” – 6, 7 заданий |
|
4. | Задания с пропусками | “+” – верно; “–” – неверно |
|
5. | Задание “Найди пару” | “3”- 2; “4” – 3; “5” – 4 |
|
6. | Самостоятельная работа | “+”– верно; “–” – неверно |