Урок по теме "Действия с натуральными числами"

Разделы: Математика


Цели:

  •  закрепление умений и навыков выполнения арифметических действий с натуральными числами, решения задач и уравнений, отработка вычислительных навыков;
  •  развитие познавательного интереса учащихся, смекалки, сообразительности, активности, умения работать в группе, формирование навыков самостоятельной работы;
  •  воспитание коллективизма, взаимоуважения, ответственности.

Тип и место урока в данной теме: урок обобщения и систематизации знаний, проводится в форме игры "Математическое домино"

Форма и методы работы: групповая

Оборудование: компьютер, проектор, карточки "домино" с дифференцированными заданиями

Этапы урока

_ этап. Подготовительный

1. Общее описание игры

Класс разбивается на несколько команд (количество человек в команде может быть произвольным ). Команда выбирает название.

По сигналу учителя один член команды выбирает "домино", на обратной стороне которого записано задание. Каждая команда сама решает какое "домино" ей выбрать. Уровень сложности задания зависит от суммы цифр на "домино". Например: 0 - 1 - это самое простое задание

  • 0 - 5 - чуть сложнее
  • 2 - 4 - ещё сложнее
  • и т. д.
  • 6 - 6 - самое сложное задание.

За верно выполненное задание команда получает баллы, равные сумме цифр на "домино".

Если команда неверно выполнила задание, ей дается вторая попытка, но тогда команда получает уже баллы, равные большей цифре "домино". Если команда не выполняет задание и второй раз, то она теряет баллы, равные большей цифре "домино".

Исключение составляет "домино" 0 - 0. За правильно выполненное задание команда получает 10 баллов, а за неверно выполненное не теряет баллы.

Во время игры учитель выполняет только роль проверяющего задания.

Ассистент учителя ( ученик - старшеклассник) по ходу игры заносит данные команд в компьютер и на экране сразу появляется таблица результатов. Ученики сразу видят результаты всех команд, а также могут определить, какое задание вызвало затруднение у других команд и не выбирать это задание, чтобы не терять баллы.

Победителем игры считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

2. Ввод в игру

- Историческая справка

Предполагают, что игра "домино" перешла к нам от индусов или древних греков. Действительно, простота этой игры наводит на мысль, что она придумана ещё в очень отдаленные времена, на первых ступенях цивилизации. Что касается названия самой игры, то относительно него существуют разногласия. Филологи ищут его корень в древних языках, но вероятнее всего такое предположение. Игра в домино разрешалась в каталических монастырях и религиозных общинах. Но всякое дело там начиналось, как известно, с восхваления "имени божия". И когда игрок выставлял первую кость, он произносил: "benedicamus Domino", т.е "восхвалим господа". Отсюда и получилось в сокращении просто слово "домино".

- Постановка целей, знакомство с правилами игры, распределение ролей, формирование групп.

__ этап. Проведение игры

По команде учителя начинается игра. Идет работа в группах над заданиями. Результаты игры проецируются на экране.

 ___ этап. Подведение итогов

Обсуждаются результаты игры, определяется команда победительница, победители награждаются дипломами.

Задания на карточках "домино" подобранны разнообразные. Кроме задач на действия с натуральными числами, уравнений, текстовых задач, преобразования буквенных выражений, включены задачи - шутки, задачи в стихах, анаграммы, задачи со спичками, развивающие задачи , задачи на смекалку, олимпиадные задачи.

Задачи " домино"

0-1

Найдите делимое, если делитель равен 6, неполное частное 14, а остаток 5.

0-2

Сумму чисел 405 и 119 уменьшить в 2 раза

1-1

В одной семье у каждого из трёх братьев есть сестра. Сколько детей в семье?

1-2

Упростить выражение: 14а + 12а + 7 - 11а +5

0-3

Найдите неизвестное число:

2-2

Решите анаграммы: ДВАКАТР, РОЗТЕКО, ТЕРГАК

1-3

Торт в три раза дороже, чем 5 пирожных. Сколько стоит торт, если пирожное стоит 22 рубля?

0-4

В первый день автомобиль ехал 15 часов со скоростью 40 км/ч, а во второй день 5 часов со скоростью 60 км/ч. Во сколько раз больше автомобиль проехал в первый день?

2-3

Решите уравнение: (79 - у) ? 13 = 156

1-4

Решите уравнение: 10х - х + 18 = 108

0-5

В выражение 4 + 32 : 8 + 4? 3 = 28 расставьте скобки, чтобы выполнялось равенство.

3-3

60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?

2-4

Решите задачу с помощью уравнения: " На остановке стояли несколько человек. На автобусе уехали 3 человека, но затем пришли ещё 5 человек, , после чего на остановке осталось 7 человек. Сколько человек было на остановке первоначально?

1-5

Найдите значение выражения, применив распределительный закон:

812 * 54 - 27 * 812 + 812 * 173

0-6

Сумму 110 и произведения 12 и 5 уменьшить на 100.

3-4

Решите уравнение: 59а - 13а + 79 + 21а - 23 = 659

2-5

Мотоциклист проехал расстояние от одного города до другого за 3 ч, двигаясь со скоростью 54 км/ч. Сколько времени потребуется мотоциклисту на обратный путь, но уже по другой дороге, если она длиннее первой на 22 км, а его скорость будет меньше прежней на 8 км/ч?

1-6

Какая из следующих линий не является частью этого силуэта?

4-4

Приложить к четырём спичкам (рис.1) пять спичек так, чтобы получилось сто. I I I I

3-5

Положено пять спичек. Прибавить к ним ещё пять спичек так, чтобы получилось три. _ I I I I

2-6

Из спичек построен дом. Переложите две спички так, чтобы дом повернулся другой стороной

4-5

Напишите девять цифр 1,2,3, : 9. Не меняя порядка этих цифр, расставьте между ними знаки "+" или "-" (всего 3 знака) так, чтобы в результате получилось 100.

3-6

Найдите число, если известно, что число, которое больше его на 333, на 89 меньше числа 2222

5-5

Число, меньшее 102 на 51 увеличили в 1045 раз. Во сколько раз полученный результат больше частного от деления 44726 на 214?

4-6

Выполните действия: 10518 + ( 1845 ? 267 + 62238 : ( 39832 - 39326)) : 41

5- 6

По тропинке вдоль кустов шло одиннадцать хвостов
Сосчитать я также смог, что шагало тридцать ног.
А теперь вопрос такой: сколько было петухов?
И узнать я был бы рад, сколько было поросят?

6-6

На рисунке Коля, Олег, Миша, Гриша, Боря.
Миша не самый высокий, но выше Коли. Олег стоит рядом с Колей и меньше его.
Грише, чтобы дотянуться до выключателя, приходится подставлять скамеечку или просить помощи Олега.
В каком порядке стоят мальчики?

0-0

Три пятиклассника купили 14 пирожков, причём Коля купил в 2 раза меньше, чем Вася, а Женя - больше Коли, но меньше Васи. Сколько пирожков купил каждый?

Таблица ответов

Приложение

домино ответ
0-1 89
0-2 262
1-1 4
1-2 15а + 12
0-3 6
2-2 Квадрат, отрезок, гектар
1-3 330 руб
0-4 В 2 раза
2-3 67
1-4 10
0-5 4+ ( 32: 8 + 4) ? 3 = 28
3-3 2 см
2-4 5 человек
1-5 162400
0-6 70
3-4 9
2-5 4 км/ч
1-6 А)
4-4 1 0 0
3-5 т р и
2-6  
4-5 123-45- 67 +89 = 100
3-6 1800
5-5 255
4-6 22536
5-6 4 поросёнка и 7 петухов
6-6 Миша, Боря, Олег, Коля, Гриша
0-0 Коля - 3 , Женя - 5, Вася - 6 .

Литература

  1. Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов и др. Математика 5. издательство "Мнемозина" Москва 2005
  2. И.И. Кнутова, А.Б. Уедов и др. Математика 5 класс. Дидактические материалы. "Издат - школа ХХ_ век", Москва