ЦЕЛИ: Установить связь между действиями сложения и вычитания; помочь вывести правило о нахождении неизвестного слагаемого, развивать внимание ,память, мышление, речь; воспитывать интерес к изучению математики.
ХОД УРОКА
I. Оргамент.
Прозвенел уже звонок.
А у нас ребята, ребята с вами
Математики урок.
II. Подготовительная работа.
Музыкальное сопровождение к уроку.
- Чему мы учимся на уроках математики? (слайд 1)
- Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке, а внимание - особенно. Скажите, какое сегодня число?
Д. 3 Марта.
- Расскажите всё, что вы знаете о числе 3.
Д. - Это число однозначное, т.к. в записи этого числа используется 1 цифра.
- Оно нечётное, т.к. нельзя разделить на 2 равные части.
- Оно натуральное, т.к. стоит в натуральном ряду чисел на 3-ем месте.
- Оно стоит между числами 2 и 4.
- Число 3 состоит из 1 и 2, 3 и 0.
- Вы говорили, что число 3 - натуральное. А что такое "натуральные числа?".
(Слайд 2)
- Назовите, под какой буквой - натуральный ряд чисел; отрезок числового ряда, докажите.( Слайд 2)
- Приведите свои примеры отрезков натуральных рядов чисел.
- Назовите самое маленькое однозначное число, самое большое однозначное число; число, которое следует за числом 9.
- Что вы можете сказать о числе 10?
- Оно двузначное, чётное, натуральное, круглое.
- Что такое круглые числа?
- Сколько единиц в числе 10? Десятков?
(Слайд 3 )
- Посмотрите на экран, что вы видите? Что в них общего?
Д. Круглые числа.
- Какое задание можно выполнить?
- Поставьте числа в порядке возрастания, убывания.
- Какие числа пропущены?
- Какие примеры на сложение можно составить?
(Слайд 4 )
- Как называются числа при сложении? (слагаемые, сумма)
- Каким правилом воспользовались?
Д. От перестановки слагаемых сумма не меняется.
(Слайд 5)
- Разделите на группы. Как назвать каждую группу?
(Слайд 6)
- Что такое равенство? Неравенство? Выражение?
- Какие математические действия вы знаете?
- Кто догадался, что будем изучать сегодня на уроке?
/ответы детей /
III. Нахождение неизвестного слагаемого.
Работа с учебником.
- Откройте учебники на с. 64 №156.
- Найдите значение сумм и разностей (Слайд 7 )
- Сравните числа в равенствах каждого столбика. Что вы заметили?
Д. Числа в каждом из столбиков одинаковые.
- Назовите сумму. Прочитайте название компонентов сложения.
- Прочитайте второе равенство, называя компоненты первого равенства.
- Какой можно сделать вывод? (Слайд 8)
- Прочитайте вывод в учебнике на с. 64.
- Связаны ли между собой действия сложения и вычитания?
Д. Да, связаны.
- Арифметические действия сложения и вычитания дружат между собой, поэтому их называют взаимообратные.
- Итак, как найти неизвестное слагаемое?
\ответы детей\
IV. Физкультминутка
V. Закрепление.
- Давайте проверим, для всех ли равенств выполнимо это правило?
(Слайд - примеры с окошками)
(Работа в тетрадях. Ученики по одному комментируют, а остальные делают записи в тетрадях.)
Самостоятельная работа (индивидуальные карточки) - работа в парах.
Из примера на сложение составьте 2 примера на вычитание, используя правило о нахождении слагаемого.
I вариант II вариант 2+4= 6+3= 7+2= 4+5=
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Какой секрет нам открыли действия сложения и вычитания?
Д. Действия взаимосвязаны между собой.
- Как найти неизвестное слагаемое?
Подумайте и скажите, за что бы вы могли себя сегодня похвалить?