Урок математики в 1-м классе по теме "Связь между действиями сложения и вычитания. Нахождение неизвестного слагаемого по известным сумме и другому слагаемому"

Разделы: Математика


ЦЕЛИ: Установить связь между действиями сложения и вычитания; помочь вывести правило о нахождении неизвестного слагаемого, развивать внимание ,память, мышление, речь; воспитывать интерес к изучению математики.

ХОД УРОКА

I. Оргамент.

Прозвенел уже звонок.
А у нас ребята, ребята с вами
Математики урок.

II. Подготовительная работа.

Презентация.

Музыкальное сопровождение к уроку.

- Чему мы учимся на уроках математики? (слайд 1)

- Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке, а внимание - особенно. Скажите, какое сегодня число?

Д. 3 Марта.

- Расскажите всё, что вы знаете о числе 3.

Д. - Это число однозначное, т.к. в записи этого числа используется 1 цифра.

- Оно нечётное, т.к. нельзя разделить на 2 равные части.

- Оно натуральное, т.к. стоит в натуральном ряду чисел на 3-ем месте.

- Оно стоит между числами 2 и 4.

- Число 3 состоит из 1 и 2, 3 и 0.

- Вы говорили, что число 3 - натуральное. А что такое "натуральные числа?".

(Слайд 2)

- Назовите, под какой буквой - натуральный ряд чисел; отрезок числового ряда, докажите.( Слайд 2)

- Приведите свои примеры отрезков натуральных рядов чисел.

- Назовите самое маленькое однозначное число, самое большое однозначное число; число, которое следует за числом 9.

- Что вы можете сказать о числе 10?

- Оно двузначное, чётное, натуральное, круглое.

- Что такое круглые числа?

- Сколько единиц в числе 10? Десятков?

(Слайд 3 )

- Посмотрите на экран, что вы видите? Что в них общего?

Д. Круглые числа.

- Какое задание можно выполнить?

- Поставьте числа в порядке возрастания, убывания.

- Какие числа пропущены?

- Какие примеры на сложение можно составить?

(Слайд 4 )

- Как называются числа при сложении? (слагаемые, сумма)

- Каким правилом воспользовались?

Д. От перестановки слагаемых сумма не меняется.

(Слайд 5)

- Разделите на группы. Как назвать каждую группу?

(Слайд 6)

- Что такое равенство? Неравенство? Выражение?

- Какие математические действия вы знаете?

- Кто догадался, что будем изучать сегодня на уроке?

/ответы детей /

III. Нахождение неизвестного слагаемого.

Работа с учебником.

- Откройте учебники на с. 64 №156.

- Найдите значение сумм и разностей (Слайд 7 )

- Сравните числа в равенствах каждого столбика. Что вы заметили?

Д. Числа в каждом из столбиков одинаковые.

- Назовите сумму. Прочитайте название компонентов сложения.

- Прочитайте второе равенство, называя компоненты первого равенства.

- Какой можно сделать вывод? (Слайд 8)

- Прочитайте вывод в учебнике на с. 64.

- Связаны ли между собой действия сложения и вычитания?

Д. Да, связаны.

- Арифметические действия сложения и вычитания дружат между собой, поэтому их называют взаимообратные.

- Итак, как найти неизвестное слагаемое?

\ответы детей\

IV. Физкультминутка

V. Закрепление.

- Давайте проверим, для всех ли равенств выполнимо это правило?

(Слайд - примеры с окошками)

(Работа в тетрадях. Ученики по одному комментируют, а остальные делают записи в тетрадях.)

Самостоятельная работа (индивидуальные карточки) - работа в парах.

Из примера на сложение составьте 2 примера на вычитание, используя правило о нахождении слагаемого.

I вариант II вариант
2+4= 6+3= 7+2= 4+5=

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Какой секрет нам открыли действия сложения и вычитания?

Д. Действия взаимосвязаны между собой.

- Как найти неизвестное слагаемое?

Подумайте и скажите, за что бы вы могли себя сегодня похвалить?