Разработка внеклассного мероприятия по теме "Неделя русского языка"

Разделы: Внеклассная работа


В школах традиционно проводится “Неделя русского языка”. Это мероприятие предъявляет высокие требования к педагогам- словесникам, так как оно подводит итог достижениям учащихся в изучении русского языка не только на уроках, но и во внеклассной работе.

“Неделя…” должна проходить как праздник, как увлекательное событие в жизни школы. Это должно отражать и её внешнее оформление: красочный план проведения “Недели…”, который вывешивается за несколько дней до её начала; расклеиваются высказывания И.С.Тургенева, В.Маяковского, А.Куприна, М.Ломоносова, Н.Карамзина, М.Горького, С.Маршака, и др. о богатстве и красоте русского языка.

В библиотеке организуется выставка книг “Всё о русском языке” с разделами: “В мире словарей”, “Знаете ли Вы…”, “Занимательно о русском языке”. В плане четко определяем время и место проведения мероприятий.

Например:

1-й день. “Из истории языка” для 5-11 классов.

Оформление.

  • Оборудовать стенд с портретами славянских просветителей Кириллом и Мефодием.
  • Красочно оформить буквы славянской азбуки (Кириллицы) и буквы современного алфавита.

Пословицы:

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Азбука – к мудрости ступенька.

Сперва аз да буки, потом и науки.

Загадки.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавиц,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Б. Заходер)

1) Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

Фразеологизмы.

  • Пройти от аза до ижицы.
  • Начинать с азов.
  • Сделать на ять.
  • Прописать ижицу.
  • Стоять фертом

2) Рассказать учащимся о создателях славянской азбуки и о создании славянской азбуки.

3) Провести конкурс знатоков русского языка по вопросам:

  • Сравните кириллицу и современный алфавит.
  • Сколько букв содержит кириллица?
  • Сколько букв в современном алфавите?
  • Какие буквы кириллицы устарели и в наше время не употребляются?

Являются ли слова азбука и алфавит синонимами?

  • Где используют алфавитный порядок?
  • Когда возникла письменность у славян?
  • Почему славянскую азбуку называют кириллицей?
  • Как чтят память Константина (Кирилла) и Мефодия в славянских странах?
  • Есть ли памятники братьям? Где они установлены?
  • Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйте перевести их на современный русский язык. Подберите к ним родственные слова, которые используются в наши дни. Прость, шеломъ, тьщета, ловитва, дружина, бръзгь, въдати, длань.

2-й день. Игра “Путешествие в страну филологию” для учащихся 7–9-х классов.

Выбираются две команды знатоков русского языка из учащихся 7–9-х классов. Команды выбирают капитанов. Остальные учащиеся - болельщики. Жюри и ведущий.

Конкурс-разминка “Знаешь ли ты…?”

Угадай слово по шутливой характеристике:

1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)

2) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)

3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)

4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)

5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)

Объясни значение фразеологизмов.

1) Водой не разольёшь (неразлучные друзья).

2) Как в воду опущенный (грустный человек).

3) Толочь воду в ступе (бесполезная работа).

4) Седьмая вода на киселе (дальний родственник).

5) Набрал в рот воды (молчаливый человек).

6) Как в воду глядел (предсказал).

7) Как две капли воды (очень похожи).

8) Прошли огонь и воду (всё испытали).

Конкурс “В стране Грамматики”

1. Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше новых слов.

Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас и т.д).

Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог, ром и т.д).

Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон и т.д.).

Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка, мочка и т.д.).

2. Помогите восстановить загадочную надпись.

Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись: …о…о …о…а…о…а…ь! (Добро пожаловать)

3. Прочтите ребус.

Прежде, чем 7я 05 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

4. Образуйте уменьшительно – ласкательные формы от женского имени Елена. (Еленка, Елка, Аленка, Аленушка, Ленушка, Ленуся и т.д.)

5. Кто больше вспомнит слов с начальной буквой Э? (Экватор, экскаватор, экскурсия, экспедиция, экран, эмигрант и т.д. можно 22 и больше)

Конкурс “В редакции”

1. Объясните загадочные знаки.

Рассказывают, что французский писатель В.Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать ,как идут дела с распродажей, послал записку своему издателю, в которой стоял только “?” Издатель ответил остроумно и коротко: “!”

2. Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.

Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

Выглянув в окно, шум привлёк моё внимание.

Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Выбирая подарочную книгу, мне бросилось в глаза великолепное качество репродукций.

Потребляя небольшое количество воды, становится невозможным быстрый рост растений.

Конкурс “Поэтический”

  • Закончите строфу, назовите стихотворение и его автора
  • “Ягненок в жаркий день….”
  • “Волк ночью, думая залезть в овчарню…”
  • “Под голубыми небесами…”
  • “Играют волны, ветер свищет…”
  • “Скажи – ка, дядя, ведь недаром… ”
  • “Белая береза под моим окном…”

Конкурс “Блиц-турнир”

1 команда

  • Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Живописью, лепкой, музыкой)
  • Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)
  • Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (А.Пушкин)
  • Имя подлого труса. (Леопольд)
  • Имя Вырина (Самсон)
  • Синоним преувеличения (Гипербола)
  • Возраст Тараса Бульбы (60 лет)
  • В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)
  • Автор стихотворения “Тучи” (М.Ю.Лермонтов)
  • Сколько детей было у Дуни? (Трое)
  • Имя и отчество купца Калашникова (Степан Парамонович)

2 команда

  • Город, в котором родился Пушкин (Москва)
  • Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух)
  • Возраст Остапа (22 года)
  • Образное определение (Эпитет)
  • Автор стихотворения “Узник” (А.С.Пушкин)
  • С кем дрался купец Калашников? (С опричником Кирибеевичем)
  • Перечислите Бременских музыкантов. (Кот, Пёс, Петух, Осёл, Трубадур)
  • Как погибли А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов? (На дуэли)
  • Национальность пленной служанки прекрасной панночки. (Татарка)
  • Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева)
  • В какой деревне жили дядя Фёдор и кот Матроскин?

Конкурс “Болельщиков”

1. Ответьте на вопросы.

Что находится между рекой и берегом? (Союз “и”)

Какой русский город летает по воздуху? (Орёл)

Что стоит посредине Земли (Буква “М”)

Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имён? (Севастополь)

Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)

Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим)

2. Отгадайте загадки.

Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)

Какой год продолжается один день? (Новый)

Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)

Шли рядком: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Трое)

Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет да растёт (Дождь, земля, рожь)

Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буквы)

Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы )

Какие два местоимения мешают транспорту? (Я - Мы)

Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)

Точка с хвостиком. (Запятая)

3-й день. Интеллектуальный ринг “Лексика делового человека” для учащихся 9–11-х классов

Участвуют три команды, ведущий и жюри.

Ведущий говорит о том, что современный русский язык активно пополняется новыми лексическими единицами. Новые слова отражают изменения, происходящие в жизни общества, и старшеклассники скоро станут активными участниками политической и экономической жизни общества. Поэтому они должны знакомиться со значением новых слов и учиться употреблять их.

1. Первая номинация “Орфоэпический и орфографический тест”.

Задание.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение.

А) Кр…сивее; ист…кший; повс… местный; мед… каменты;.

Пр…говор; ход…тайство; киб…рнетика; к….талог; нам…рение; к…мпенсация; зал…жить; дог…ворные (цены).

Б) Добыча, свекла, обеспечение.

Договорённость, приобретение, нефтепровод.

Аналог, вандалы, бутик.

2. Вторая номинация “Речевое мастерство бизнесмена”.

Задание 1. “Переводчик”

Замените исконно русские слова, данные списком и в тексте, иноязычными, наиболее часто употребляемыми в современном языке.

Изъян -

Записки о прошлых событиях -

Довод, служащий основанием доказательства -

Воодушевление -

Человек, политический деятель, слепо действующий по чужой воле -

Прогулка -

Слова для справок: дефект; мемуары; аргумент; энтузиазм; марионетка; променад.

Уважаемые друзья (коллеги, сотрудники, работники), курс зеленых (долларов) на следующий день составляет 23 рубля 30 копеек. Нам удалось заключить сделку (контракт, договор), взаимовыгодную для нас и наших товарищей (партнёров). Результатом совместной работы станет навар (прибыль), благодаря которому мы сможем вернуть долг нашим кредиторам. Одну третью часть навара (прибыли) пустим на покупки (приобретение товара) для проведения успешного обмена (бартерных сделок), оставшуюся сумму используем для проведения праздничной вечеринки (банкета, корпоративного вечера). Адрес и счёт нашего банка изменились, о чём сообщалось в газетах, журналах (в прессе).

3. Третья номинация “Консультируемся со словарями”.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и дайте подробное толкование словам.

Деб…тор, к…нтракт, кр…дитор, пр…дюсер, т..варооб..рот.

Макл… р, н…минал, п…ритет, с…ртификат, т…раж.

Аб…нент, в…львация, барт…рные сделки, инфляц…я.

Задание 2. Назовите слова (термины), имеющие следующие толкования.

Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств (концессионер)

Лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счёт (маклер)

Лицо или организация, выступающая в качестве поручителя, устроителя финансирующей стороны (спонсор).

Равенство, равноправие сторон (паритет).

Денежная стоимость, обозначенная на товаре, на ценных бумагах (номинал).

Торговая сделка на основе натурального обмена (бартер).

Документ, удостоверяющий права держателей акций (сертификат).

Задание 3. Что такое паронимы? Объясните лексическое значение паронимов и составьте с ними словосочетания.

Адресат - адресант;

Сытый - сытный;

Праздный - праздничный;

Эффективный - эффектный;

Невежа - невежда;

Фамильный - фамильярный

Абонент - абонемент

Задание 4. Подберите синонимы или синонимичные словосочетания к данным словам.

Предприниматель -

Приватизация -

Мэр -

Бартер -

Дебаты -

Брокер -

Рейтинг -

Слова для справок: бизнесмен, передача в частную собственность, градоначальник, сделка, обмен, прения, обсуждение, посредник, показатель популярности.

Задание 5. Подберите антонимы к словам.

Возвышаться -

Грубость -

Действительный -

Добродетель -

Естественный -

Закон -

Заключать (договор) -

Закономерность

Слова для справок: унижаться; корректность; мнимый; порок; искусственный; беззаконие; расторгать; случайность.

Блиц-турнир

Объясните лексическое значение слова. Отвечайте быстро, чётко, кратко.

Абонемент - право пользования телефоном, книгами и т.д.

Абонент - лицо, пользующееся абонементом.

Блицтурнир (или блиц) - очень быстрое соревнование.

Брокер - посредник при заключении сделок на бирже.

Вальвация - определение стоимости иностранной валюты.

Дебитор - должник.

Дефект - изъян.

Импорт - ввоз товара из-за границы

Инаугурация -– торжественное вступление в должность.

Ипподром - место для соревнований по конному спорту.

Кулуары - помещение вне зала заседаний.

Квота - доля, норма чего-нибудь допускаемого

Лавировать - действовать хитро, искусно.

Маклер – посредник при заключении торговых сделок.

Номинал - обозначенная стоимость.

Паритет - равенство, равноправие сторон.

Префектура - орган управления.

Приватизация - передача в частную собственность.

Продюсер - лицо, которое организует производство кинофильма, осуществляя финансовый и идейно-художественный контроль.

Рейтинг - степень популярности.

Тариф - система ставок.

Фитнес-клуб - спортклуб.

Экспорт -вывоз товара за границу.

Электорат - избиратели.

4-й день. Игра “Путешествие в страну Фразеологию”

1. Разминка (хоровые ответы).

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк)

И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, … (кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).

2. Что означает …

  • Кожа да кости (худой)
  • Дырявая память (плохая)
  • На всех парусах (быстро)
  • Перемывать косточки (сплетничать)
  • Хоть кровь из носу (обязательно)
  • Сбить с толку (запутать)
  • Кот наплакал (мало)
  • Комар носа не подточит (идеально)
  • Клевать носом (дремать)
  • Пускать пыль в глаза (обманывать)
  • Как снег на голову (неожиданно)
  • Человек с головой (умный)
  • Набить оскомину (надоесть)
  • Задать стрекача (удрать)

3. Восстановите фразеологизмы.

  • Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
  • Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
  • Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.
  • Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.
  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

4. Найдите русский аналог иностранной пословице.

  • Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец. (Тише едешь - дальше будешь)
  • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)
  • В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода)
  • Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)
  • Жена и муж - словно палочки для еды: всегда парой. (Муж и жена - одна сатана)
  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (У семи нянек дитя без глаза)
  • Нечего ругать кошку, когда сыр съеден. (После драки кулаками не машут)

5. Шуточные вопросы.

  • Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
  • Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели? (Фразеологизмы со словом “гнуть”)
  • В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Как дважды два)

6. Перевертыши.

Каждое слово замените антонимом и получите известную фразу.

  • Во дворе мух ловили (По улицам слона водили)
  • Искусство проигрывать (Наука побеждать)
  • С грохочущего мелководья ангелы убегают (В тихом омуте черти водятся)

7. Фразеологизмы-синонимы.

  • Кот наплакал (с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчелся).
  • Во всю прыть (со всех ног, во весь дух, сломя голову, на всех парусах).
  • Видимо-невидимо (тьма-тьмущая, пруд пруди, как собак нерезаных, конца краю нет).

8. Игра “Кто быстрее?”

Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).

Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).

Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).

Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).

Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)

9. Назовите известные фразеологизмы из басен И.А. Крылова.

10. Кто больше?

Назовите фразеологизмы со словами:

НОС (водить за нос, клевать носом, зарубить на носу, задирать нос и др.)

ГЛАЗ (мозолить глаза, хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи др.)

ЯЗЫК (язык проглотил, тянуть за язык, прикусить язык, найти общий язык)

НОГА (сбиться с ног, встать на ноги, унести ноги)

ЗУБ (ни в зуб ногой, зубы заговаривать, зуб на зуб не попадает, положить зубы на полку)

11. Сказочные фразеологизмы (закончите хором).

Поди туда - не знаю куда ... (принеси то, не знаю что).

Скоро сказка сказывается (... да не скоро дело делается).

Это всё присказка (... сказка будет впереди).

5-й день. Конкурс на самого грамотного

1. Терминологические диктанты по предметам среди учащихся 5-11 классов.

2. Диктант с учителями- предметниками школы. (Текст К.Паустовского)

“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тихое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.

3. “Эстафета восторга” проводится с учащимися и учителями.

Используя данные глаголы чувства, составьте словосочетания или предложения.

ГЛАГОЛЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Любить

   

Нравиться

   

Восхищаться

   

Восторгаться

   

Изумляться

   

Обожать

   

Благотворить

   

Благоговеть

   

4. Подведение итогов дня.

6-й день. Час занимательного русского языка

1. А.И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:

“Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами…. Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… И его мысли станут моими…”

  • Какая наука изучает язык?
  • Из каких разделов она состоит?

2. Ответьте на вопросы:

  • В каком слове сорок “а”? (Сорока)
  • В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, сток)
  • Что надо делать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Кость - гость)
  • Как можно превратить слово семя в слово семья?
  • В названии какого дня надели есть удвоенная согласная?
  • В каком глаголе “нет” слышится 100 раз?

3. Загадки-складки.

    1. Простое слово промежуток:
    2. В театре несколько минуток,
      Пока начнётся новый акт,
      Мы называем всё… (антракт).

      На время что-то прекратив,
      Мы объявляем … (перерыв).

      В борьбе, в труде устали слишком –
      Дают уставшим … (передышку).

      После уроков непременно
      Нужна ребятам… (перемена).

    3. Я антоним к слову зной
    4. Я в реке, в тени густой,
      Я в бутылке лимонада
      А зовут меня… (прохлада).

    5. Не бываю без начала,
    6. Близкий родственник причала,
      Делу всякому венец,
      Называюсь я … (конец).

    7. Я антоним шума, стука,
    8. Без меня вам ночью мука,
      Я для отдыха, для сна,
      Да и в школе я нужна
      Называюсь… (тишина).

4. Слово сообразительным.

1. Задача–шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец “ здравствуй отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает “здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)

2. Почему по-разному пишутся слова, близкие по звучанию.

  • Деревенский старожил.
  • Сад колхозный сторожил.

3. Как большой дом превратить в маленький? (Прибавить к слову дом суффикс к, домик)

4. Игорь написал на доске прописью:

“Сто сорок и сто сорок будет двести”. Допустил ли он ошибку в вычислении? (Нет, если он правильно расставил ударения).

5. Игровые вопросы.

  1. Когда мы употребляем выражение “ чучело гороховое” и почему? Что оно обозначает?
  2. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Прошитую на машинке)
  3. У каких башмаков не бывает каблуков? (Для торможения вагонов)
  4. Каким ключом нельзя открыть замок?
  5. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  6. О каком слове идет речь:

Союз – мой первый слог,

Второй мой слог – предлог,
А целое – у молодца
Посреди лица. (Нос)

Подведение итогов всей недели.