Пояснительная записка
Статья 51 Закона РФ “Об образовании” указывает: “образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников”. Однако в последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Здоровье детей XXI века в значительной степени закладывалось в 90-е годы прошлого столетия, т.е. в тот период, который был отмечен значительными социально-экономическими трудностями, что в первую очередь ухудшило состояние здоровья подрастающего поколения.
Постоянное воздействие стрессовых перегрузок приводит к разрушению механизмов самореализации физиологических функций школьников, дисгармоничному развитию. Наблюдается рост числа хронических заболеваний, нервно-психических нарушений, аллергических заболеваний. По данным Минздравсоцразвития и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 5 раз – нарушение осанки, в 4 раза – нервно – психических расстройств. В последнее десятилетие количество учащихся в нашей стране, имеющих низкую оценку физической подготовленности, выросло в 3 раза и достигло у юношей 50,8, у девушек 58,8%. Более 1 млн. 300 тыс. учащихся отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Данная программа направлена на формирование сильных мотивационно-ценностных ориентаций детей на занятие физической культурой и спортом и ведение здорового образа жизни. Конечная цель формирования здорового образа жизни – установка на достижение важных жизненных целей: профессионального успеха, создания полноценной семьи, самореализации, возможности быть полезным другим людям.
Программа рассчитана на 5 лет.
Цели.
- Формирование у учащихся готовности к осознанному выбору здорового образа жизни.
- Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.
Задачи.
- Формировать нравственные убеждения, высокую духовность, полезные привычки учащихся.
- Формировать знания, умения, навыки здорового образа жизни.
- Формировать умения рациональной организации труда.
- Воспитывать у учащихся потребность находить смысл жизни в социально-одобряемой деятельности.
Основные направления реализации программы:
I. Образовательное.
- Выработка ценностных ориентаций на здоровье.
- Формирование здоровьесберегающего поведения как основы здорового образа жизни учащихся.
II. Оздоровительное.
- Проведение мониторинговых исследований физического развития учащихся.
- Проведение дней здоровья, спортивных соревнований, тренингов по ЗОЖ.
Аудитория: классные руководители, социальные педагоги, учащиеся школы.
Количество участников: более 800 человек.
Оборудование: спортивный инвентарь.
Прогнозируемые результаты:
- Посещение спортивных секций, участие в спортивных соревнованиях различного уровня (до 100%).
- Отказ от вредных привычек.
- Активное участие в социально-значимой деятельности.
- Снижение уровня заболеваемости учащихся.
- Овладение знаниями, умениями, навыками здорового образа жизни.
5 класс | 6 класс | ||
I. Деятельность классного руководителя. | I. Деятельность классного руководителя. | ||
Состояние здоровья учащихся (беседа с медицинским работником школы). | Анализ результатов медицинского осмотра учащихся. | ||
Мониторинг внеучебной занятости учащихся. | Мониторинг внеучебной занятости учащихся. | ||
Мониторинг посещаемости уроков учащимися класса. | Мониторинг посещаемости уроков учащимися класса. | ||
Изучение возможностей социума (ДЮКФП, школа искусств, Дом творчества, каток “Орион”, центр “Надежда”). | Анкетирование учащихся: “Учебные мотивы”. | ||
II. Работа с учащимися | II. Работа с учащимися | ||
Беседы: | Беседы: | ||
“Полезная” и “вредная” еда. | “О пользе закаливания”. | ||
“Режим дня пятиклассника” | “Вредные привычки”. | ||
“Как правильно выполнять домашнее задание” (советы психолога). | “Память и внимание” (советы психолога). | ||
“Гимнастика для глаз”. | “В человеке всё должно быть прекрасно | ||
Самопознание: | Сделай себя сам: | ||
Самоанализ своих качеств: мои достоинства, мои недостатки. | Воспитываешь ли ты себя? | ||
Знаешь ли ты себя? | Составление индивидуальной программы самовоспитания. | ||
Экскурсии: | Экскурсии: | ||
Дом творчества | ОГПС-30 | ||
ДЮКФП | |||
РДМ, каток “Орион” | |||
Запись в секции. | |||
III. Встречи с медицинскими работниками. | III. Встречи с медицинскими работниками. | ||
Беседа врача-инфекциониста Тихоновой Г.М. | Беседа районного педиатра Петряковой С.П. | ||
IV.Общешкольные мероприятия: | IV. Общешкольные мероприятия: | ||
1. | Президентские тесты. | 1. | Президентские тесты. |
2. | “Весёлые старты” | 2. | Осенний кросс. |
3. | Соревнования по пионерболу. | 3. | Соревнования по баскетболу. |
4. | Осенний кросс. | 4. | Соревнования по футболу. |
5. | День здоровья. | 4. | День здоровья. |
6. | Неделя “За здоровый образ жизни” | 6. | Неделя “За здоровый образ жизни” |
V. Районные соревнования: | V. Районные соревнования: | ||
1. | Весёлые старты. | 1. | Весёлые старты. |
VI. Совместные мероприятия с родителями: | VI. Совместные мероприятия с родителями: | ||
Поход в тундру. | Поход в тундру. | ||
Спортивные соревнования. | Спортивные соревнования. | ||
Встреча Нового года. | Мастерская Деда Мороза. | ||
4. | Встреча Нового года “Учимся отдыхать красиво”. | ||
Вечер отдыха в кафе. | |||
VII. Родительские собрания. | VII. Родительские собрания. | ||
1. | “Возрастные и психологические особенности младшего подростка” | 1. | “Физическое воспитание ребёнка” (выступление учителя физкультуры) |
7 класс | 8 класс | ||
I. Деятельность классного руководителя | I. Деятельность классного руководителя | ||
1. | Мониторинг внеучебной занятости учащихся. | Анализ результатов медицинского осмотра учащихся. | |
2. | Мониторинг посещаемости уроков учащихся класса. | Мониторинг внеучебной занятости учащихся. | |
Мониторинг посещаемости уроков учащимися класса. | |||
II. Работа с учащимися | II. Работа с учащимися | ||
Беседы | Беседы | ||
2. | “Кожа – зеркало здоровья” | 2. | Викторина “Корзина грецких орехов” (задачи по ЗОЖ). |
3. | “Здоровые зубы здоровью любы” | 3. | “Свет мой, зеркальце, скажи” (беседа с косметологом). |
“Азбука здоровья” | “СПИД – чума века” | ||
5. | “Наркомания – знак беды” | 5. | “Правила запоминания” (советы психолога) |
Праздник “Мир моих увлечений” | “Алкоголь и закон” | ||
7. | Мониторинг “Рейтинг успешности” | ||
7. | Научи себя учиться: | 8. | Утверждай себя (самоутверждение) |
Составление индивидуального плана самообразования. | Тренинг мотивации самоутверждения | ||
Упражнения на выработку умений работать с книгой, конспектировать, составлять тезисы. | Тренинг творческих способностей. | ||
Социометрическое изучение класса. | |||
Экскурсии: | Экскурсии: | ||
Психологический центр
“Надежда”: Ролевые игры, тренинги. |
Районный отдел внутренних дел. | ||
III. Встречи с медицинскими работниками: | III. Встречи с медицинскими работниками: | ||
1. | Беседа врача окулиста. | 1. | Беседа врача уролога, гинеколога. |
IV. Поездка в санаторий “Геолог” г.Тюмень (25.12.2007 г. - 14.01.2008 г.) | |||
Оздоровительные процедуры, - прогулки в сосновом бору; | |||
Спортивные соревнования. | |||
V. Общешкольные мероприятия: | IV. Общешкольные мероприятия: | ||
1. | Президентские тесты | 1. | Президентские тесты |
Осенний кросс. | Осенний кросс. | ||
3. | Соревнования по баскетболу, футболу. | 3. | Соревнования по баскетболу, футболу. |
День здоровья. | День здоровья. | ||
Неделя “За здоровый образ жизни”. | |||
VI. Районные соревнования. | V. Районные соревнования. | ||
“Весёлые старты” | “Весёлые старты” | ||
Соревнования по футболу. | Соревнования по баскетболу, футболу. | ||
Соревнования по баскетболу. | Спартакиада школьников. | ||
VII. Работа с родителями. | VI. Работа с родителями. | ||
Поход в тундру. | Поход в тундру, игра на местности. | ||
Спортивные соревнования. | Спортивные соревнования. | ||
3. | “Мужской разговор” (разговор отцов с мальчиками). | VII. Родительские собрания. | |
4. | “Девичьи посиделки” (хобби, советы парикмахера, кулинарные рецепты) | 1. | “Подростковый возраст – период становления личности” |
VIII. Родительские собрания. | VIII Социально-значимая деятельность | ||
3. | Как помочь ребёнку стать самостоятельным. | Реализация социального проекта “Комнатные растения – кабинету биологии”; | |
Участие в конкурсе компьютерных проектов “За здоровый образ жизни”. |
9 класс | |
I. Деятельность классного руководителя: | |
1 | Мониторинг внеучебной деятельности учащихся. |
2 | Мониторинг посещаемости уроков учащимися класса. |
3 | Анкетирование “В мире профессий” |
II. Работа с учащимися: |
|
Беседы: | |
1 | “Умение сказать “Нет!” |
2 | “Способы борьбы со стрессом”. |
3 | “Умение отвечать за свое здоровье” |
4 | Проблемы подросткового периода. |
Найди себя: | |
Желание, мечты, выбор. | |
Могу, хочу, надо. | |
Профессиональное самоопределение. | |
Личностное самоопределение. | |
Мир духовности. | |
Сочинение “Я через 10 лет”. | |
Защита проекта “Моя будущая профессия”. | |
Детско-родительская студия: “Выбор профиля обучения” | |
III. Встречи с медицинскими работниками: | |
Беседа врача нарколога. | |
IV. Общешкольные мероприятия: | |
1. | Президентские тесты. |
2. | Осенний кросс. |
3. | Соревнования по футболу, баскетболу, волейболу. |
4. | День здоровья. |
5. | Неделя “За здоровый образ жизни”. |
V. Районные соревнования: | |
Соревнования по футболу, баскетболу, волейболу. | |
Спартакиада школьников. | |
VI. Работа с родителями: | |
Поход в тундру. | |
Спортивные соревнования. | |
VII. Родительские собрания: | |
Что такое интимное воспитание и как его осуществлять родителям. | |
VIII. Участие в проектной деятельности: | |
“Кабинет биологии – средство релаксации”. |