Программа работы с учащимися и родителями "Здоровый образ жизни"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Классное руководство


Пояснительная записка

Статья 51 Закона РФ “Об образовании” указывает: “образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников”. Однако в последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Здоровье детей XXI века в значительной степени закладывалось в 90-е годы прошлого столетия, т.е. в тот период, который был отмечен значительными социально-экономическими трудностями, что в первую очередь ухудшило состояние здоровья подрастающего поколения.

Постоянное воздействие стрессовых перегрузок приводит к разрушению механизмов самореализации физиологических функций школьников, дисгармоничному развитию. Наблюдается рост числа хронических заболеваний, нервно-психических нарушений, аллергических заболеваний. По данным Минздравсоцразвития и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 5 раз – нарушение осанки, в 4 раза – нервно – психических расстройств. В последнее десятилетие количество учащихся в нашей стране, имеющих низкую оценку физической подготовленности, выросло в 3 раза и достигло у юношей 50,8, у девушек 58,8%. Более 1 млн. 300 тыс. учащихся отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Данная программа направлена на формирование сильных мотивационно-ценностных ориентаций детей на занятие физической культурой и спортом и ведение здорового образа жизни. Конечная цель формирования здорового образа жизни – установка на достижение важных жизненных целей: профессионального успеха, создания полноценной семьи, самореализации, возможности быть полезным другим людям.

Программа рассчитана на 5 лет.

Цели.

  1. Формирование у учащихся готовности к осознанному выбору здорового образа жизни.
  2. Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.

Задачи.

  1. Формировать нравственные убеждения, высокую духовность, полезные привычки учащихся.
  2. Формировать знания, умения, навыки здорового образа жизни.
  3. Формировать умения рациональной организации труда.
  4. Воспитывать у учащихся потребность находить смысл жизни в социально-одобряемой деятельности.

Основные направления реализации программы:

I. Образовательное.

  1. Выработка ценностных ориентаций на здоровье.
  2. Формирование здоровьесберегающего поведения как основы здорового образа жизни учащихся.

II. Оздоровительное.

  1. Проведение мониторинговых исследований физического развития учащихся.
  2. Проведение дней здоровья, спортивных соревнований, тренингов по ЗОЖ.

Аудитория: классные руководители, социальные педагоги, учащиеся школы.

Количество участников: более 800 человек.

Оборудование: спортивный инвентарь.

Прогнозируемые результаты:

  1. Посещение спортивных секций, участие в спортивных соревнованиях различного уровня (до 100%).
  2. Отказ от вредных привычек.
  3. Активное участие в социально-значимой деятельности.
  4. Снижение уровня заболеваемости учащихся.
  5. Овладение знаниями, умениями, навыками здорового образа жизни.

Cхема

5 класс 6 класс
I. Деятельность классного руководителя. I. Деятельность классного руководителя.
  Состояние здоровья учащихся (беседа с медицинским работником школы).   Анализ результатов медицинского осмотра учащихся.
  Мониторинг внеучебной занятости учащихся.   Мониторинг внеучебной занятости учащихся.
  Мониторинг посещаемости уроков учащимися класса.   Мониторинг посещаемости уроков учащимися класса.
  Изучение возможностей социума (ДЮКФП, школа искусств, Дом творчества, каток “Орион”, центр “Надежда”).   Анкетирование учащихся: “Учебные мотивы”.
II. Работа с учащимися II. Работа с учащимися
  Беседы:   Беседы:
  “Полезная” и “вредная” еда.   “О пользе закаливания”.
  “Режим дня пятиклассника”   “Вредные привычки”.
  “Как правильно выполнять домашнее задание” (советы психолога).   “Память и внимание” (советы психолога).
  “Гимнастика для глаз”.   “В человеке всё должно быть прекрасно
  Самопознание:   Сделай себя сам:
  Самоанализ своих качеств: мои достоинства, мои недостатки.   Воспитываешь ли ты себя?
  Знаешь ли ты себя?   Составление индивидуальной программы самовоспитания.
  Экскурсии:   Экскурсии:
  Дом творчества   ОГПС-30
  ДЮКФП    
  РДМ, каток “Орион”    
  Запись в секции.    
III. Встречи с медицинскими работниками. III. Встречи с медицинскими работниками.
  Беседа врача-инфекциониста Тихоновой Г.М.   Беседа районного педиатра Петряковой С.П.
IV.Общешкольные мероприятия: IV. Общешкольные мероприятия:
1. Президентские тесты. 1. Президентские тесты.
2. “Весёлые старты” 2. Осенний кросс.
3. Соревнования по пионерболу. 3. Соревнования по баскетболу.
4. Осенний кросс. 4. Соревнования по футболу.
5. День здоровья. 4. День здоровья.
6. Неделя “За здоровый образ жизни” 6. Неделя “За здоровый образ жизни”
V. Районные соревнования: V. Районные соревнования:
1. Весёлые старты. 1. Весёлые старты.
VI. Совместные мероприятия с родителями: VI. Совместные мероприятия с родителями:
  Поход в тундру.   Поход в тундру.
  Спортивные соревнования.   Спортивные соревнования.
  Встреча Нового года.   Мастерская Деда Мороза.
    4. Встреча Нового года “Учимся отдыхать красиво”.
      Вечер отдыха в кафе.
VII. Родительские собрания. VII. Родительские собрания.
1. “Возрастные и психологические особенности младшего подростка” 1. “Физическое воспитание ребёнка” (выступление учителя физкультуры)
7 класс 8 класс
I. Деятельность классного руководителя I. Деятельность классного руководителя
1. Мониторинг внеучебной занятости учащихся.   Анализ результатов медицинского осмотра учащихся.
2. Мониторинг посещаемости уроков учащихся класса.   Мониторинг внеучебной занятости учащихся.
      Мониторинг посещаемости уроков учащимися класса.
II. Работа с учащимися II. Работа с учащимися
  Беседы   Беседы
2. “Кожа – зеркало здоровья” 2. Викторина “Корзина грецких орехов” (задачи по ЗОЖ).
3. “Здоровые зубы здоровью любы” 3. “Свет мой, зеркальце, скажи” (беседа с косметологом).
  “Азбука здоровья”   “СПИД – чума века”
5. “Наркомания – знак беды” 5. “Правила запоминания” (советы психолога)
  Праздник “Мир моих увлечений”   “Алкоголь и закон”
    7. Мониторинг “Рейтинг успешности”
7. Научи себя учиться: 8. Утверждай себя (самоутверждение)
  Составление индивидуального плана самообразования.   Тренинг мотивации самоутверждения
  Упражнения на выработку умений работать с книгой, конспектировать, составлять тезисы.   Тренинг творческих способностей.
      Социометрическое изучение класса.
  Экскурсии:   Экскурсии:
  Психологический центр “Надежда”:

Ролевые игры, тренинги.

  Районный отдел внутренних дел.
III. Встречи с медицинскими работниками: III. Встречи с медицинскими работниками:
1. Беседа врача окулиста. 1. Беседа врача уролога, гинеколога.
IV. Поездка в санаторий “Геолог” г.Тюмень (25.12.2007 г. - 14.01.2008 г.)    
  Оздоровительные процедуры, - прогулки в сосновом бору;    
  Спортивные соревнования.    
V. Общешкольные мероприятия: IV. Общешкольные мероприятия:
1. Президентские тесты 1. Президентские тесты
  Осенний кросс.   Осенний кросс.
3. Соревнования по баскетболу, футболу. 3. Соревнования по баскетболу, футболу.
  День здоровья.   День здоровья.
      Неделя “За здоровый образ жизни”.
VI. Районные соревнования. V. Районные соревнования.
  “Весёлые старты”   “Весёлые старты”
  Соревнования по футболу.   Соревнования по баскетболу, футболу.
  Соревнования по баскетболу.   Спартакиада школьников.
VII. Работа с родителями. VI. Работа с родителями.
  Поход в тундру.   Поход в тундру, игра на местности.
  Спортивные соревнования.   Спортивные соревнования.
3. “Мужской разговор” (разговор отцов с мальчиками). VII. Родительские собрания.
4. “Девичьи посиделки” (хобби, советы парикмахера, кулинарные рецепты) 1. “Подростковый возраст – период становления личности”
VIII. Родительские собрания. VIII Социально-значимая деятельность
3. Как помочь ребёнку стать самостоятельным.   Реализация социального проекта “Комнатные растения – кабинету биологии”;
      Участие в конкурсе компьютерных проектов “За здоровый образ жизни”.
9 класс
I. Деятельность классного руководителя:
1 Мониторинг внеучебной деятельности учащихся.
2 Мониторинг посещаемости уроков учащимися класса.
3 Анкетирование “В мире профессий”

II. Работа с учащимися:

  Беседы:
1 “Умение сказать “Нет!”
2 “Способы борьбы со стрессом”.
3 “Умение отвечать за свое здоровье”
4 Проблемы подросткового периода.
  Найди себя:
  Желание, мечты, выбор.
  Могу, хочу, надо.
  Профессиональное самоопределение.
  Личностное самоопределение.
  Мир духовности.
  Сочинение “Я через 10 лет”.
  Защита проекта “Моя будущая профессия”.
  Детско-родительская студия: “Выбор профиля обучения”
III. Встречи с медицинскими работниками:
  Беседа врача нарколога.
IV. Общешкольные мероприятия:
1. Президентские тесты.
2. Осенний кросс.
3. Соревнования по футболу, баскетболу, волейболу.
4. День здоровья.
5. Неделя “За здоровый образ жизни”.
V. Районные соревнования:
  Соревнования по футболу, баскетболу, волейболу.
  Спартакиада школьников.
VI. Работа с родителями:
  Поход в тундру.
  Спортивные соревнования.
VII. Родительские собрания:
  Что такое интимное воспитание и как его осуществлять родителям.
VIII. Участие в проектной деятельности:
  “Кабинет биологии – средство релаксации”.