Личность учителя играет важную роль в раскрытии возможностей ученика. Именно от его личностно-профессиональных особенностей зависит, проявят ли учащиеся свои, данные природой, задатки, или они так и останутся никем не замеченными. Одному учителю достаточно иногда чисто интуитивного умения видеть, слышать, чувствовать и понимать ребенка. Другой “зажигает” своим энтузиазмом, энергией, стремлением к познанию. Третий притягивает к себе глубиной знаний и настойчивостью в овладении новым, неизвестным. Истинно одно – “только талантливый учитель способен воспитать талантливого ребенка”. И таланты у каждого проявляются по-своему (как у школьника, так и у его учителя).
Идея создания в Забайкальском многопрофильном лицее системы работы с одаренными детьми родилась не на пустом месте. Одно из основных условий – высокий кадровый потенциал лицея. 82 % педагогов имеют высшее образование, 60 % имеют высшую квалификационную категорию, 35 % – первую и вторую. Все педагоги регулярно повышают квалификацию на курсах различного уровня, в том числе дистанционных, обобщают опыт работы, проводя мастер-классы, открытые уроки, участвуя в научно-практических конференциях различного уровня, публикуя статьи. С 2007 года педагоги лицея активно включены в опытно-экспериментальную работу (лицей получил статус областной экспериментальной площадки). Кроме творческих групп работают педагоги-исследователи, реализующие индивидуальные экспериментальные программы по разным направлениям.
Рассмотрим, как система работы учителя, его личностно-профессиональные качества влияют на построение системы работы с одаренными детьми в учреждении.
В ходе эксперимента педагогам лицея было предложено провести комплексное наблюдение (Таблица 1) за учащимися своих классов и отметить, кто из школьников может быть отнесен к категории “способные и одаренные”.
Карта наблюдения.
Таблица 1
Качество, наблюдаемое у учащегося |
Дни месяца |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Любознательность. | ||||||
Коммуникабельность. | ||||||
Часто задает вопросы. | ||||||
Учебная активность. | ||||||
Самостоятельность. | ||||||
Адекватная самооценка. | ||||||
Стремление к оценке других. | ||||||
Системность, структурированность знаний. | ||||||
Повышенная чувствительность, эмпатия. | ||||||
Отличная память. | ||||||
Нестандартные подходы к решению задачи. | ||||||
Стремление к лидерству. | ||||||
Организаторские способности. | ||||||
Начитанность, эрудиция. | ||||||
Инициативность. | ||||||
Необъяснимые особенности поведения. |
Учителя на основе педагогического наблюдения выделили 185 школьников, имеющих, по их мнению, какие-либо признаки одаренности. Это 25 % из общей массы школьников. Тест П.Торренса показал, что из общей массы школьников высоким уровнем креативного мышления обладают 75 человек – 10 %.
Причем, ребята, набравшие самые высокие баллы за креативность, не вошли в число выделенных учителями. Более того, значительная часть этих школьников считаются “трудными” и учителям с ними сложно работать (возможно, поэтому учителя их и не отметили). Кроме того, здесь налицо отмечаемая учеными проблема одаренных детей – трудности социализации и трудности взаимоотношения со взрослыми. Однако, можно отметить еще один факт: практически все эти ребята – активные участники внеучебных мероприятий, имеющих социальную направленность. В целом, процент совпадения мнения учителя с результатами психологической диагностики невысок – 8%. К сожалению, учителя отмечают в первую очередь успешных в учебной деятельности ребят.
Причины несовпадения мнения учителя и результатов психологической диагностики могут быть различными. Либо категория учащихся, не отмеченных учителями, имеет скрытый характер одаренности, и с такими детьми необходимо проводить дополнительную диагностику, либо не все учителя обладают соответствующими качествами и не в достаточной степени владеют технологией работы с детьми, имеющими признаками одаренности. Для разрешения данной проблемы был спланирован ряд мероприятий.
Во-первых, поскольку тест П.Торренса дает возможность определить в основном степень креативности, необходима дополнительная диагностика. Планируется выявление степени психомоторной одаренности, а также диагностика уровня интеллектуальной одаренности и мотивации.
Во-вторых, на основе ряда работ известных ученых, выделены основные элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми [1, 2] (Таблица 2).
Элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми.
Таблица 2
Элемент готовности | Основные показатели |
Мотивационная | Принятие детей данной категории. Желание работать с одаренными детьми. Стремление совершенствовать свои умения по работе с одаренными детьми. |
Научно-исследовательская. | Творческое мышление, исследовательские умения и навыки. Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах. Статус педагога-исследователя. Публикации. Участие в профессиональных конкурсах. |
Методическая. | Обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни). Использование разнообразных интерактивных методов и технологий. Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения. Знание психологии одаренных детей. Профессиональная компетентность (по предмету). Регулярное повышение квалификации. |
Коммуникативная. | Коммуникативная компетентность. Организаторские способности. |
Личностная. | Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция. Высокий уровень эмпатии. Толерантность, гибкость. Лидерские способности, стремление к личностному росту. Уравновешенность. Рефлексия, способность к самоанализу. Живой, активный характер, чувство юмора. |
По результатам тестирования на определение мотивационной готовности учителя к работе с одаренными детьми все учителя распределены по категориям высокого, среднего и низкого уровней. Наиболее высокий потенциал для работы с одаренными детьми имеют учителя общеобразовательной школы и музыкального образования, низкий – воспитатели, тем более, что 40% из них характеризуются низким уровнем готовности к работе с такими детьми.
По результатам диагностики были сделаны следующие выводы:
- Необходимо повышать методическую готовность учителя к работе с одаренными детьми через систему семинаров, курсы повышения квалификации;
- Проводить дополнительные занятия с воспитателями для коррекции и повышения готовности к работе со способными и одаренными детьми.
На основе результатов анализа мотивационной готовности была проанализирована система работы педагогов, получивших высокие баллы и, следовательно, характеризующихся высоким уровнем готовности к работе с одаренными детьми. Все они являются действительно творческими учителями, используют нестандартные и нетрадиционные формы обучения выступают на семинарах, педсоветах, участвуют в конференциях, конкурсах, имеют публикации, ежегодно готовят учащихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам:
Пример этих педагогов – яркий показатель зависимости личностно-профессиональных качеств педагога (творческое мышление, исследовательских умений, инновационной и методической активности и т.п.) и степени раскрытия способностей школьников (самореализации на различных уровнях).
Не менее важны личностная и коммуникативная готовность учителя к работе с одаренными школьниками. Коллеги и ученики отмечают следующие личностные качества, необходимые для работы со способными и одаренными детьми: высокий уровень эмпатии, толерантность, тактичность, уравновешенность, высокий уровень коммуникативной компетентности, стремление к личностному росту, наличие активной жизненной позиции, чувство юмора, лидерские и организаторские способности.
Такие учителя ведут за собой детей, вернее, дети идут за ними, стараясь ни на секунду не отстать, не пропустить ни жеста, ни слова. Причина в том, что дети видят глубокий профессионализм, присущий педагогам, личностную заинтересованность в своем деле, осознание его важности и необходимости, и, что немаловажно, интерес к самим учащимся, понимание, уважение, общение не свысока, а на равных. Такой учитель, действительно, зажигает сердца детей, заставляет их идти вперед, проявлять себя с различных сторон, становиться лучше.
Таким образом, только учитель, сочетающий в себе все элементы личностно-профессиональной готовности к работе с одаренными детьми (профессионализм наряду с такими личностными качествами как заинтересованность в своем деле, стремление к самообразованию, понимание, уважение и интерес к детям и др., рассмотренные нами выше), способен развивать дарованные природой задатки, помогая ребенку самореализоваться, найти свое место в этом мире.
Литература:
- Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
- Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.