"Реки". Урок по географии в 6-м классе

Разделы: География


Цели урока:

образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; начать формирование у учащихся представления о реках – их частях, составе, видах, особенностях питания и режиме; продолжить формирование умений работать с географической картой – определять местонахождение некоторых крупнейших рек Земли, составлять описание географического объекта – реки.

воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природным объектам – рекам, учить беречь эти природные богатства, разъяснить правила поведения на водоёмах во время отдыха.

развивающая: развивать мышление учащихся, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Оборудование: физические карты полушарий и России, настенная контурная карта, картины, макеты, таблицы, схемы, книги, слайды, план описание ГП реки.

Тип урока: объяснение нового материала.

Термины и понятия: река, горная река, равнинная река, русло, пойма, речная долина, исток, устье, приток, речная система, бассейн реки, водораздел, пороги, водопад, питание реки, режим реки, половодье, паводок.

Географические объекты: реки – Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Ганг, Волга, Днепр, Енисей, Обь, Лена, Ангара, Ока, Кама, Иртыш; водопады – Анхель, Ниагара, Виктория, Игуасу.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Приветствие. Контроль подготовки к уроку учащихся и класса.

2. Новый материал. Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:

а) Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит, не выбежит.

б) Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

в) Между гор, между дол
Бежит белый конь.

Вы уже поняли, что тема урока… “Реки”. Итак, открываем тетради, записываем тему. Давайте попробуем поставить перед собой задачи урока: чему мы будем учиться? (Учащиеся высказывают свои мнения). Обратите внимание на картины художников А.М. Васнецова “Северный край”, Н.М. “Керженец”, И.И.Левитана “Большая вода”, Н.М. Ремезова “Река-царевна”. Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели… Кто не помнит гоголевских строк “Чуден Днепр при тихой погоде…”, “Редкая птица долетит до середины Днепра…” Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они. (Проверка творческого задания, прослушать 2-3 произведения – стихотворения о реках). Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река (дети дают свои определения). Давайте сверим свои определения с тем, что написано в тексте учебника (работа с учебником: поиск определения, зачитывание вслух, сравнение). Посмотрите внимательно в текст учебника и попробуйте назвать основные составные части реки (дети называют: исток, устье, русло, приток; зачитывают вслух и записывают в тетрадь новые термины и их определения; по ходу части реки показываются на макете реки и в тетради чертится схема).

Давайте еще раз обратимся к тексту учебника и выясним, какие виды устьев существуют? (Эстуарий, дельта – учащиеся зачитывают слух определения) Откройте в атласах физическую карту РФ и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии (запись в тетрадь делается в виде схемы)

Мы с вами почти ответили на вопрос : что такое речная система? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать:

- Где берет начало главная река? (Возере)

- Где берет начало приток? (В горах - ледники)

- Где еще могут брать начало притоки? (В болоте, роднике)

- Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота. Сколько всего притоков получилось (Три). Как их будем различать? (Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки). Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева – то левый). Правильно!

На доску вывешивается таблица:

Самые длинные реки мира
Название реки Длина, км Материк Притоки
Нил (с Кагерой)

Миссисипи (с Миссури)

Амазонка (с Мараньоном)

Янцзы

Обь (с Иртышом)

Хуанхэ

Меконг

Амур (с Аргунью)

Лена

Парана

Конго

6671

6420

6400

5800

5410

4845

4500

4440

4400

4380

4320

Африка

Северная Америка

Южная Америка

Евразия

Евразия

Евразия

Евразия

Евразия

Евразия

Южная Америка

Африка

Голубой Нил, Атбара, Огайо

Укаяли, Журуа,

Мадейра

Ялунцзян

Ишим

Хуайхэ

Сан, Конг

Уссури, Зея, Бурея

Алдан, Вилюй

Парагвай

Луалаба, Касай

Давайте поработаем с физической картой полушарий и этой таблице в парах! (Дети ищут в атласе месторасположение данных рек, а после окончания самостоятельной работы быстро показывают на настенной карте полушарий эти объекты, обращая внимание на правильность показа рек по карте!!! В это время один ученик выходит к доске и подписывает реки на настенной контурной карте)

А сейчас прочитайте самостоятельно материал учебника о реках и найдите определения понятий: речная система, бассейн реки, водораздел. (Учащиеся самостоятельно читают материал учебника и устно отвечают на вопросы. Учитель приводит примеры и демонстрирует на карте речную систему Волги, бассейн Оби, Уральские горы как водораздел)

Посмотрите внимательно на эти две картины (учитель показывает две картины, на одной из которых изображена равнинная река, на другой - горная). Назовите, что изображено на картинах и какой их главный отличительный признак (реки; горные, равнинные). Какие вы можете дать характеристики этим рекам? (У горных рек быстрое течение, долины рек узкие, реки неглубокие. У равнинных рек течение спокойное, долины широкие, реки глубокие). Правильно! Молодцы!

А теперь вновь обратимся к нашим картинам! (Учитель показывает слайды величайших водопадов и порогов; дети определяют, что это, чем отличаются водопады от порогов, выдвигают свои определения, затем ищут в тексте учебника определения этих понятий, сравнивают со своими, делают выводы. Учащиеся пишут определения в тетрадь. Два ученика (заранее подготовившие сообщения) читают сообщения о водопадах Анхель и Ниагарский (1-3 минуты ).

Давайте посмотрим еще раз текст учебника и выясним, какой вопрос мы еще не рассмотрели? Правильно, это питание рек. Прочитайте самостоятельно пункт 4 нашего параграфа и составьте кластер в тетради “Питание реки”. (Дети читают и составляют в тетради кластер “Питание реки”, указав в виде рисунка виды питании: дождь; талые воды снега, льда; подземные воды, указав примеры)

А сейчас, разделимся на 4 группы. Каждая группа составит мини-проект на тему, которая выпадет. (Группа № 1, 3 - Правила поведения на реке во время отдыха; группа № 2, 4 – за что можно любить реку? От группы выступает один человек. Выводы)

3. Закрепление изученного материала.

Используя настенный план описания географического положения реки, вы должны выполнить задания на карточках, которые вложены в ваши тетради для практических работ (в тетрадях для практических и самостоятельных работ лежит карточка с двумя заданиями: Первое задание - дать описание географического положения реки одной из рек (Волга, Амазонка, Нил) по плану: Главная река, исток главной реки, устье главной реки, левые и правые притоки, равнинная или горная. Второе задание - дать сравнительную характеристику географического положения, сравнив две реки между собой (Амазонка, Нил). Следует отметить, что выполняется одна из предложенных задач по выбору учащегося и объяснить их уровень сложности! По мере выполнения учащимся раздается лист самоконтроля и выставляется оценка)

И чтобы совсем убедиться, насколько хорошо мы усвоили тему сегодняшнего урока, напишем цифровой географический диктант в тетрадях для практических и самостоятельных работ на тему “Реки”. На карточках вы ведете записанные в столбик понятия, вам нужно подобрать к ним определения. (Методику написания цифрового диктанта объяснять не следует, форма работы известна, если кто забыл, напомнить! Раздается лист взаимоконтроля, выставляется оценка)

4. Итог урока.

Что нового узнали на уроке? Чему научились? (Учащиеся высказывают свои мысли). Оценки, их комментирование.

Задание на дом. § 44. Выберите понравившуюся одну картинку, которую мы использовали на уроке и напишите сочинение-миниатюру по ней. Тему можно придумать свою собственную. Вы можете использовать как художественное, так и научное описание картинки. (Опережающее задание: подготовить картинки с изображением разного типа озер)

Рефлексия: уходя, поставьте на листе бумаги, который висит на доске, восклицательный знак напротив той мимики, которая вам сейчас больше подходит по состоянию души, выразив тем самым, понравился вам урок или нет.