Цель: содействие личностному росту и саморазвитию.
Задачи:
- cпособствовать сплочению участников группы;
- получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и лидерства
- учить самораскрываться, самовыражаться и преодолевать психологические барьеры.
Участники: учащиеся 10 классов.
Время (частота и длительность каждого занятия) каждый день по 60-90 минут.
Программа тренинга (в виде таблице).
№ занятия | Тема | Время (на занятие) |
Задачи, решаемые на каждом занятии | Упражнения (психотехники) |
1. | Вводное занятие | 60 мин. | Создание условий для самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой. | “Знакомство” “Правила группы” “Мое настроение” |
2. | Я - индивидуальность | 90 мин. | Закрепить тренинговый стиль общения. Учить самораскрываться и открывать в себе положительных и сильных качеств. | “Я индивидуальность” “Дела минувшие” “Портрет уверенного человека” “Свет мой, зеркальце, скажи” |
3. | Планета индивидуальностей | 80 мин. | Способствовать дальнейшему сплочению группы через углубление процесса познания другого “Я”. Продолжать развивать умения анализа. | “Что говорит маска?” “Исповедь” “Я скульптор” “Звездопад” “Моя планета” |
4. | Мой мир | 60 мин. | Отработать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего душевного мира | “Автопортрет” “Новая встреча” “Живая вода” “Мой Мир, какой он?” |
5. | Формула успеха | 90 мин. | Закрепить стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа. | “Логотип фирмы” “Формула успеха” “Портрет в лучах солнца” |
6. | Итоговое занятие | 90 мин. | Подвести итоги работы группы. Ответить на все возникшие вопросы | “Я глазами группы” “Свет мой, зеркальце скажи” |
Тема: Планета индивидуальностей
Цель: Познать другое “Я”.
Задачи: Способствовать дальнейшему сплочению группы через углубление процесса познания другого “Я”. Продолжать развивать умения анализа.
Время, отводимое на данное занятие: 80 минут.
Участники: учащиеся 10 класса.
1. Организационный момент (ритуалы приветствия, разминочные упражнения) - 10 минут.
а) Ритуал приветствия.
В кругу все сидят. Медленно и взявшись за руки, хором произносят слово “Здравствуйте”. Это слово произносят три раза, каждый раз усиливая голос, и на третий раз встают и поднимают руки вверх.
б) “Цепочка пожеланий”.
В кругу, взявшись за руки, говорят пожелания на этот тренинг, справа стоящему участнику, при этом слегка пожимая ему ладонь.
Что вы чувствуете?
Какое настроение?
2. Основная часть - 50 минут.
а) “Зима, весна, лето, осень”
В течение одной минуты образуйте четыре группы. По очереди проводят перекличку “Зима, весна, лето, осень”. Делятся на четыре группы.
1 группа - “Зима”
2 группа – “Весна”
3 группа – “Лето”
4 группа – “Осень”
б) Закрепить навыки самоанализа и самовыражения.
“Что говорит маска?”
Карточки с заданиями. По очереди брать по одной карточке, без предварительной подготовки, изобразить, показать жестами, мимикой, то, что написано в этой карточке. Участники группы внимательно смотрят и разгадывают, что написано. Примерное содержание карточек: 1 вариант “Мне нравится, когда окружающее люди, меня хвалят”, “Знаю, что это очень трудно, но ты должен перед ней извиниться”.
2 вариант “Я расстроен”, “Я спокоен”, “Я влюблен”
Кто наиболее точно показал содержание карточки?
Трудно ли было выполнить это задание? Почему?
в) Психогимнастика “Хлопни 2 раза, щелкни 3 раза”.
Называю число, если оно делится на 2, хлопни 3 раза, если оно делится на 3, щелкни 2 раза.
г) Закрепление навыков самоанализа и самовыражения, преодоления психологических барьеров.
“Исповедь”
С каждым из вас в жизни происходили события. Вам предстоит об этом рассказать, повествуя с помощью рисунка.
“Исповедь” может быть выражена различными методами рисования. Вашу “Исповедь” попробуют разгадать другие участники группы.
Участники по желанию выбирают любую “Исповедь” и рассказывают о событии, которое хотел рассказать автор. По мере необходимости задают автору вопросы, на которые он может и не отвечать.
Что чувствовали вы, когда “исповедовались” на бумаге?
Насколько правильно раскрыли вашу “исповедь”?
д) Определение собственных положительных сторон, формирование привычки думать о себе положительно
“Я скульптор”
Каждому раздается небольшой кусочек пластилина, которого недостаточно, чтобы слепить фигуру человека. Начинаем лепить самого себя. Следующий кусочек пластилина берем тогда, когда скажем о своей положительной стороне или о положительном качестве, который у вас есть или вы хотите выработать его в себе. Говорить поочередно. Например 1 участник говорит о себе “Я добрый” и получает кусочек пластилина, необходимый для лепки фигуры человека. Следующий говорит “Я люблю животных” и т.д..
Трудно ли было “лепить” самого себя? Почему?
Что было самое сложное в процессе лепки? (Индивидуальные черты)
е) Актуализация своих потребностей
“Звездопад”
Представьте звездное ночное небо. Смотря на это небо, поражает такое большое количество звезд. Веришь в падающую звезду, и каждый раз быстро загадываешь желание. Важно успеть загадать желание. Сегодня у вас прекрасная возможность поймать падающую звезду и загадать желание. Каждый берет звездочку и очень быстро пишет на ней пожелание или мечту и прикрепляет ее на “небо”. (10 секунд)
Трудно ли было выполнить это задание?
Что вы чувствуете?
3. Подведение итогов - 15 минут.
Осмысление своего состояния
“Моя планета”
Выполняется после каждого тренинга. На доске у каждого участника есть своя планета, состоящая из пустых 6 клеточек. В конце каждого занятия все участники закрашивает одну клеточку. Цвет выбирают по настроению, по внутреннему состоянию или насколько в лучшую сторону он изменился.
Почему сегодня ты выбрал этот цвет?
Нравится ли тебе твоя планета?
4. Ритуал прощания - 5 минут.
“Раз, два, три!”
Раз, два, три – мне в глаза ты посмотри.
Раз, два, три на прощание мне - улыбку подари.