Цель и задачи:
- познакомить с разновидностями жилищ разных народов, функцией жилища;
- связать воедино давно знакомую инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни, научить ребёнка самостоятельно ориентироваться в этой обстановке;
- обозначить наиболее важные функции города и показать связь структуры города с этими функциями;
- познакомить с историей родного посёлка;
- развивать операции моделирования и планирования;
- воспитывать уважение, любовь и бережное отношение к родному краю.
Оборудование:
- макеты жилищ;
- костюмы Незнайки, ненца, эскимоса, жителя тайги, индейца;
- выставка детских работ «Мой дом»;
- элементы дома, листы, клей;
- макеты внутреннего убранства дома;
- таблички с названием комнат;
- план посёлка в будущем;
- рисунки зданий и деревьев;
- герб Пангод;
- слова для словарной работы;
- слова для моделирования оды посёлку;
- презентация.
Ход урока
1. Организационное начало урока
2. Актуализация знаний. Формулирование темы
- Ребята, начала сегодняшнего урока с нетерпением ждёт наш гость.
В класс входит Незнайка:
Привет вам, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Я в город Солнечный летал,
Дома там разные встречал.
Видел дом, на торт похожий,
И из бочек дом есть тоже.
Посмотрите, как хорош,
Дом на барабан похож.
А вот это дом-рояль,
Вместо лестницы педаль,
Дом из камня не стоит,
Как воздушный шар летит.
Необычен город тот,
Народ весёлый в нём живет.
Всё, что о городе узнал,
Я вам сегодня рассказал.
По ходу рассказа Незнайки на экране появляются изображения необычных домов.
- Что необычного и интересного увидел Незнайка в Солнечном городе? (дома странной формы).
- Ребята, кто из вас после рассказа Незнайки сможет назвать тему нашего урока? (Мой дом.)
На экране появляется название темы урока.
3. Совместное открытие новых знаний
Учитель обращает внимание на макеты жилищ:
- А это что за дома? (…)
Выходят дети в костюмах, представляют свои дома и рядом ставят табличку с названием жилища.
Я - эскимос, житель Крайнего Севера. Это иглу - мой зимний дом, сделанный из снежных кирпичей с окнами из кусков льда. Внутри стены и пол покрыты звериными шкурами для тепла.
Я - житель тайги. Это изба - мой дом, сделанный из толстых брёвен, проконопаченных мхом и паклей.
Я - индеец. Это вигвам - мой дом. Мы вставляем в землю гибкие стволы деревьев, связываем их верхушки, покрываем их ветками, тростником или корой.
Я - ненец. Это чум - мой дом, сделанный из жердей, на которые натянуты оленьи шкуры.
По ходу выступления «представителей разных народов» на экране появляются изображения разных видов жилищ.
- Ребята, посмотрите, как, оказывается много разных домов. А для чего человек строит себе жилище? (Где бы ни поселился человек - в жарких странах, за полярным кругом, на берегу моря или высоко в горах, ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от холода или от жары, от дождя и ветра.)
- С развитием человека изменялись его дома, они становились прочнее, удобнее и красивее. Как выглядят современные дома? Ребята, расскажите, в каких домах живёте вы.
Дети заранее получили задание нарисовать свой дом и подготовить о нём рассказ. Несколько человек представляют работы.
- Посмотрите, и современные дома очень разные, но чем похожи все дома? Какие элементы должны быть в каждом современном доме? (Фундамент, стены, лестницы, окна, балконы, двери, водопровод, канализация и др.)
- Перед вами все элементы дома. Сейчас вам нужно построить современный дом. Одна группа строит двухэтажный дом, другая - четырёхэтажный, третья - шестиэтажный.
Групповая работа по монтированию дома под музыку.
- Ребята, посмотрите, какие удобные, красивые, современные вы создали дома. А люди, какой профессии создают дома? (строители)
- Давайте споём песню про строителей и немного отдохнём.
Физминутка
Ни кочегары мы, ни плотники, |
откидывание угля |
Но сожалений горьких нет, как нет, |
приседание и наклоны головы |
Ведь мы строители-высотники |
перекладывание рук вверх, хлопок |
И с высоты вам шлём привет, |
перекладывание рук вниз, хлопок |
Дома построим мы из кирпича, |
наклон, установка кирпича на дом |
Чтоб появлялись города. |
|
Руки размах идёт у нас с плеча |
махи руками у груди |
На первом месте мы всегда. |
сгибание руки в локтевом суставе |
- Чем похожи ваши дома? (они многоэтажные)
- А вы знаете, что высотные здания впервые были построены в США, около 120 лет назад. Со временем количество высоких зданий увеличивалось. А сейчас самое высокое здание в мире находится в Куала-Лумпур, столице Малайзии. Там есть две башни, похожие на гигантские ракеты. Они взметнулись вверх на 452 метра и побили рекорд высоты.
- Почему в городе, в основном, многоэтажные дома? (Небоскрёбы нужны, чтобы на небольшом участке земли поселить как можно больше людей.)
Люди поняли, что жить одному трудно, страшно и скучно, и чтобы защититься от врага, добыть пищу, построить дом люди объединялись и создавали поселения. Так появились сёла, деревни, города.
- А как называется место, где живём мы с вами? (посёлок Пангоды)
- Подумайте, может, мы продолжим нашу тему? (Мой дом. Мои Пангоды.)
- Какое интересное название ПАНГОДЫ! А знаете ли вы, что оно обозначает? (……)
- Расскажет о нашем посёлке юный краевед, человек, который интересуется историей нашего края.
В класс заходит ребёнок, изображающий учёного краеведа и рассказывает о значении названия посёлка:
- Вообще существует несколько толкований названия нашего посёлка. Одни переводят Пангоды как «олений мох», другие упоминают «медвежье». Самого слова Пангоды в ненецком языке нет. Но первая часть ПАНГ переводится как высокое, удобное для дел место. Ведь действительно, посёлок Пангоды построен на возвышенном месте между несколькими реками. Основан он в 1979 году благодаря открытию месторождения газа. Сейчас мы с вами посмотрим фильм о нашем посёлке и постараемся ответить на вопрос: «Какими достопримечательностями славятся Пангоды?».
На экране появляются кадры об истории создания, достопримечательностях посёлка Пангоды.
- Давайте ответим на вопрос «Чем же хорош наш посёлок?». (……)
- Ребята, Пангоды это посёлок городского типа, а отличается от города он тем, что в нём меньше жителей. Сейчас в Пангодах постоянно живёт около 12 тысяч человек, для сравнения в городе Надым проживает около 50 тысяч человек.
4. Первичное закрепление знаний
- Как вы думаете, изменится ли наш посёлок через 5, 10, 15 лет? Возможно, когда-то посёлок Пангоды станет городом. Давайте представим себя архитекторами, строителями города будущего.
Выходит ребёнок, играющий роль главного архитектора:
Главный архитектор я,
Построим город мы, друзья.
Нам поможет в этом план,
Его читать я буду вам.
Скажу я, место для чего,
А вы застроите его.
Услышав, долго не сидите
И здание на план крепите.
«Главный архитектор» читает план, а дети выносят и прикрепляют соответствующие здания на план.
- Сюда люди будут ходить к своему доктору.
- Здесь можно купить любые товары.
- Здесь занимаются спортом.
- Здесь люди будут жить.
- Здесь дети будут получать знания.
- Отсюда управляют жизнью посёлка.
- Здесь много малышей.
- Здесь работают взрослые.
- Давайте посмотрим, какую часть города мы с вами уже застроили. Жилой район. Научная зона. Промышленная зона.
- Ребята, а что ещё мы построим в нашем городе? (Кинотеатр, бассейн, милиция, почта, пожарная охрана, котельные, каток, библиотеку, парк с аттракционами, дворец культуры, электростанцию, ресторан, банк, филиал института.)
- Ребята, ведь мы строим город будущего, давайте помечтаем, что ещё вы хотели бы видеть в Пангодах? (……)
- Давайте споём песенку про наш посёлок и немного отдохнём.
Физминутка
Если долго-долго-долго, |
пятка-носок |
Если долго по тропинке, |
бег |
Если долго по дорожке, |
пятка-носок |
Топать, ехать и бежать, |
бег |
То наверно-верно-верно, |
движение плечами |
То, возможно, можно-можно, |
руки вверх |
То, наверно, несомненно, |
движения плечами |
Можно в Пангоды попасть, |
руки развести |
А-а-а, здесь буровые вот такой вышины, |
руки вверх |
А-а-а, в Пангодах тундра вот такой ширины, |
развести руки |
А-а-а, наш посёлок очень любим, |
наклоны головы |
А-а-а, Пангоды не позабудем, |
наклоны головы |
А-а-а, все мы в Пангодах живём, |
круговые движения головой |
А-а-а, все мы в Пангодах живём, |
круговые движения головой |
- Для того чтобы наш город ожил, в нём должны жить люди. Как вы думаете, будет ли человеку уютно в только что построенном доме? (……) А что нужно сделать, чтобы квартира стала уютной? (……)
- Обстановка комнаты должна быть заранее продумана, начиная с мебели, которая должна быть удобной, и вплоть до цвета стен и различных предметов. Попробуйте и вы создать уютную и удобную комнату, грамотно расположив предметы обстановки на макете. Из каких комнат состоит квартира? (кухня, ванная комната, спальня, зал и др.) Сейчас вам нужно будет по очереди выходить к столу, выбирать мебель, которая подойдёт для вашей комнаты, принести её и всем вместе создать уютную комнату.
Эстафета, групповая работа по моделированию комнаты.
- Все группы очень хорошо поработали, и все вместе мы создали очень уютную и современную квартиру. Теперь в нашем городе с удовольствием будут жить люди, но как им добраться от одного здания до другого? /Нужны улицы, дороги./
Прикрепление дороги на план города.
- А может ли улица быть без названия? Какие названия улиц нашего посёлка вы знаете? Давайте устроим соревнование «Знатоки улиц», вам по очереди нужно будет говорить названия улиц нашего посёлка. Команда, последней назвавшая улицу, побеждает и получает право придумать название главной улице нашего города.
Соревнование «Улицы нашего посёлка».
- Победила … команда! А перед тем, как выбирать название для нашей улицы, скажите, как появлялись названия улиц?
- из названия профессий - Газодобытчиков, Полярников, Энергетиков
- по фамилии известных людей - Ленина
- по месторасположению - Береговая, Таёжная
- Команда–победитель получает право дать название главной улице нашего города. (Улица Газовиков.)
- Ребята, посмотрите, как удобен наш город. Но чего не хватает для его красоты? (Деревьев, кустарников.)
- Зелёные парки и скверы нужны не только для отдыха. Деревья очищают воздух от пыли, дыма и вредных газов. Хорошо, если деревья растут повсюду!
Прикрепление изображений деревьев на план города под музыку.
- У многих городов есть особый знак - герб, который показывает отличительные стороны города. Давайте и мы с вами создадим эмблему Пангод. Чем славится наш посёлок? (Газовым промыслом.) Что будет изображено на гербе?
5. Подведение итога урока
- Ребята, посмотрите, какой прекрасный город мы с вами построили. Уютно не только в квартирах, но и на улицах. Наш посёлок существует благодаря усилиям ваших дедушек и бабушек, мам и пап. Скоро и вы сможете его развивать и украшать. А самое главное - сохранять всё то, что уже создано, любить Пангоды, ведь это наша малая родина.
- Вы любите наш посёлок? Давайте посвятим ему стихи. Каждой группе из отдельных слов нужно будет собрать строчку, а все вместе мы создадим стихотворение в честь посёлка Пангоды.
О, Пангоды, как много в этом слове:
Медвежье, ягель, место ли для дел.
Родной посёлок вырос на просторе,
Расти и процветать его удел!