Якутские лошади

Разделы: История и обществознание


Актуальность данной работы заключается в том, что многие наши сверстники не знают  о существовании лошади якутской породы, о ее происхождении.  А якутская лошадь  - это одна из самых древних пород.

Предмет исследования: якутская лошадь

Цель нашей работы: знакомить учащихся о якутских лошадях.

Задачи:

  • традиционное значение лошади
  • особенности  якутских лошадей
  • масти якутских лошадей

Ожидаемый результат:

Обогатим свои знания об значимости якутских лошадей. Будем участвовать в республиканской научно-практической конференции.  Ознакомим других учащихся о значении и роли  якутских лошадей.

Введение

Предки лошадей жили 50-60 миллионов лет назад. Их родиной была территория современной Северной Америки. Ученые дали первой лошади красивое имя: эогиппус, что означает «лошадка – утренняя заря». Эогиппусжили в густых заболоченных лесах примерно 50 миллионов лет назад. Они были размером с лисицу и питались в основном листвой. Мезогиппус был ростом не выше овцы и жил около 35 миллионов лет назад. Мерикгиппус – жил около 10 миллионов лет назад.  Плиогиппус – считается прародителем всех лошадей, зебр и ослов. Он выглядел так же, как современные лошади. Плиогиппусы жили 5 миллионов лет назад и имели вполне сформировавшиеся копыта. Рост их не превышал 110 сантиметров.

Шесть тысяч лет назад люди стали ловить и приучать диких лошадей, чтобы всегда иметь под рукой запас мяса. Одомашнивание диких животных называется «доместикация». Позднее люди стали запрягать лошадей в соху и повозку, а также использовать их для верховой езды.

Примерно четыре или пять тысяч лет назад человек впервые сел на лошадь, но трудно сказать, когда он научился уверенно держаться верхом. Скакать верхом и ездить в повозке люди начали почти в одно и то же время. Кельты стали запрягать лошадей в двухколесные «экипажи» около трех тысяч лет назад. В основном этом были военные колесницы.

По движениям ушей, хвоста, губ и ног, а также по ржанию лошади можно точно угадать, чего она хочет. Или не хочет. Все лошади независимо от породы отлично понимают друг друга. Когда лошадь прижимает уши, она подает сигнал угрозы, которой означает: «Не приближайся ко мне!». Пренебрегать этим четким предостережением ни в коем случае нельзя. Если лошадь пребывает в нормальном настроении, ее уши стоят ровно. Непокойная лошадь прядает, т.е. вертит ушами. Если уши направлены назад, значит, она прислушивается к голосу седока. Звонкое ржание- предупредительный сигнал. Широко распахнутые глаза – знак возбуждения. Если видны белки глаз, нужно быть очень осторожным! Нос и обоняние чрезвычайно важны для лошадей. Когда лошади хотят познакомиться, они соприкасаются носами, жадно обнюхивают друг друга и только после этого решают, могут ли они подружиться. Кобыла и жеребенок узнают друг друга тоже по запаху. Носом жеребцы улавливают пахучие вещества, выделяемые течной кобылой. Конские «яблоки», моча и деревья, о которые потерлись другие лошади, - это тоже пахучие отметки, которые лошадь «считывает» носом.

Лошади делятся на верховых, упряжных и тяжеловозов. В каждом типе существует много пород. Всего их более двухсот.   

«А Якольская, государь, земля велика, и людна, и конна», - так описывали Московскому царю Михаилу Федоровичу казаки вновь открытую ими страну в письме, датированном 1634 годом. Это сообщение является, вместе с тем, первой исторической справкой о якутском коневодстве. Разведение лошадей было основным занятием якутов с давних времен. Якуты разводили также крупный рогатый скот, охотились за зверем. Достоверно известно об этих занятиях еще со времен появления первых русских людей на Лене, т.е с первой половины XVII века. Земледелие со второй половины XIX века.

Значение каждой из названных отраслей в разные времена, по-видимому, не было одинаковым. К сожалению, мы располагаем очень скудными материалами,  чтобы иметь представление об удельном весе всех отраслей в хозяйстве для наиболее ранней эпохи. Можно только предполагать, что у якутов главным источником существования и в то время служило разведение крупного рогатого скота и лошадей. Якуты переселись из более южных широт как скотоводы, занимали первоначально пространство, удобные для скотоводства, по долинам рек, открытым местам луговой растительностью, уже по своим природным особенностям не представляющим промысловой ценности.  Заселение же глубинных мест происходило постепенно и оно приобрело более постоянный характер, видимо, позднее в период завоевания.  Во избежание обложения ясаком якуты большими  группами откочевывали на периферию (например, на Вилюй, в северные улусы). Выбор новых мест в большинстве случаев также подчинен был требованиям скотоводства.

Профессор С.А.Токарев утверждает, что якуты занимались разведением рогатого скота с очень давних времен, и что значение его в хозяйстве якутов было не меньше, чем коневодство. «Наши источники, - пишет он, - не дают никаких оснований для утверждения о слабой распространенности или об ограниченной роли рогатого скота в якутском хозяйстве эпохи завоевания».  Например, из документов эпохи завоевания он устанавливает, что «конский скот ценился дороже», «его чаще угоняли и на этой почве часто возникали конфликты».

Многими исследователями Якутии, дают основание утверждать, что якуты – самые древние коневоды и они сохраняют по настоящее  время свою исключительную любовь к коню. В этой жизненно важной отрасли отражена вся прошлая история хозяйства якутов, многовековая их борьба за освоение хозяйства в условиях сурового севера.  До прихода на Лену якуты основывали свое хозяйство главным образом на кочевом табунном коневодстве.

Традиционное значение лошади

Свидетельством о первенствующем значении у якутов коневодства является сохранившееся до позднейшего времени традиционное значение лошади и ее продуктов.

Ранее существовал обычай при смерти хозяина закалывать его коня и мясо раздавать всем пришедшим на похороны. Свадебное угощение всегда заключало кумыс и конское мясо, а самые почетные гости получали, кроме того, лучшие части этого мяса как гостинцы.

Следует отметить особую страсть у якутов и к скачкам. К ним они, готовились задолго; состязания устраивались, нередко, на дистанции, исчисляемые десятками километров, и приурачивались, к «ысыаху» - национальному якутскому празднеству в честь коня.

Празднества «ысыах» проводились в конце июня. Ко времени окончания выжеребки; они сопровождались традиционным  восхвалением коня и питьем кумыса. Где проводился «Ысыах», украшалось молодыми березками и коновязами, отделенными узорчатой резьбой. Богато украшенные сосуды для питья кумыса (чороны) и кожаные резервуары для его хранения (симиры), ковши и другие предметы сервировки кумысного празднества также могут характеризовать исключительное внимание якутов к ысыахам.

Ысыах имеет древнее происхождение. О древности коневодства у якутов напоминает нам и якутский календарь. Один из месяцев называется у якутов «кулун тутар», что переводе означает «поимки жеребят».

В связи этим у якутов заслуживает внимания и убранство старинного якутского конного убора. Украшениями конского убранство служили «чепраки», покрывавшие круп лошади, и «кычымы» по бокам седла, искусно расшивавшиеся серебром и бисером. Седло покрывалось ковриком «далбара», сшитым из расноцветных кусочков конской кожи.

Особое значение имеет коновязи (сэргэ). Она устраивалась в середине двора и часто украшалось резьбой. «Дом свой устроил, огонь возжег, медную коновязь укрепил», - говорится в «олонхо».

О древности коневодства у якутов говорят и народные предания. Упоминания о коневодстве встречаем в сказаниях о Бэрт – Хара, Хоро, Чарчахане, Эр - Соготохе и др. героях якутского эпоса. Например, «Словно поле, чистый стол поставили. Словно озера, блестящих серебренных тарелок наставили. Восьми отгулявших кобылиц отборного жиру и сала толстого наложили. Эр-Соготох на белую конскую шкуру сел. Захватил сразу девять громадных кубков, все девять налиты сливками от молодых юных кобылиц».

Особенности  якутских лошадей

Якутская лошадь описана многими исследователями Якутии.  Изучение якутской лошади вызвало у В.Г.Гольмана чувство восторга и удивления. Он писал: «Внешне якутская лошадь не может состязаться с другими породами. Она не обладает той резвостью, как орловская, ни грузоподъемностью как французская, ни красотой как английская, но в суровых якутских условиях эта лошадь неоценима для местного населения. Невероятным может показаться, что колымские купцы ежегодна в последних числах октября отправляют из Якутска свои товары вьючно на одних и тех же лошадях в Среднеколымск, расстояние до которого 2540 верст и, что эти лошади приходят туда в половине января, проходя при этом около 1500 верст пустым местом на подножном корме ».

Якутские лошади с длинной шерстью, самые выносливые животные – круглый год находились на подножном корму. Поэтому неизбежна была перекочевка с летников, где находились пастбища, на зимники, где заготавливалась сено, и обратно. Другая особенность якутских лошадей – долговечность. Например, исправно несут службу до 18-20 лет, но и после этого достаточно пригодны для легкой езды и не особенно тяжелых работ. Единственным недостатком якутской лошади считали ее малорослой.

Масти якутских лошадей

Цвет волосяного покрова лошади называется мастью. В дико природе окрас и даже оттенок шерсти имели большое значение, так как помогали лошади оставаться незаметной на фоне окружающей природы. В наше  время масть лошади определяется уже на стадии племенного разведения. По масти лошадей можно различать и узнать.

Каждая масть имеет свое название. Основные масти лошадей: черных лошадей называют вороными, красновато-рыжих с черными хвостом и гривой – гнедыми, светло – каштановые лошади – каурые, а светло-гнедые с бурыми и светлыми прядями в хвосте и гриве – саврасые, серой масти рождаются темными, но год от года их шерсть светлеет, и они становится почти белыми.

У некоторых лошадей бывает отметины. Отметина это белые пятна на голове лошади. Маленькое округлое пятнышко на лбу называется звездочкой, продолговатое на переносье – проточиной. Кроме того, у лошадей бывают черная или белая морда, звезда, соединенная с проточиной, лысина, захватывающая ноздри и верхнюю губу.

Заключение

В результате проведенной работы, пришел такому выводу:

1. Якутские лошади с давних времен приспособились к суровым условиям севера;

2. Якутские лошади тесно связано со всеми отраслями хозяйства;

3. Якутские лошади долговечные.

Использованная литература

1. С.А.Токарев «Общественный строй якутов в XVII – XVIII вв. » Я., 1945г. стр. 317

2. М.К.Расцветаев «Очерки по экономике и общественному быту у якутов» стр. 29-35

3. В.Л.Серошевский «Якуты» т.1 СПБ, 1896г., стр.262

4. И.А.Худяков «Верхоянский сборник» И., 1890

5. Н.И. Васильев  «История Якутии» Я., 2004.