Открытый урок в 7-м классе "Географическое положение Африки". "Население Африки"

Разделы: География


Тип урока: Изучение новой темы

Цели и задачи:

  1. Развивающая: Развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования физической и контурной карт.
  2. Воспитательные: Содействовать в ходе урока формированию диалектико-материалистических и мировоззренческих идей: о взаимосвязях в природе. Воспитывать эстетические чувства.

Методы: продуктивный, частично-поисковый

Приемы: сравнение, анализ

План урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Подготовка к усвоению.
  3. Изучение новой темы:
    • Определение географического положения материка по плану:
      1. Положение по отношению к экватору;

      2. Положение по отношению к начальному меридиану;

      3. Положение по отношению к морям и океанам;

      4. Положение по отношению к другим материкам;

      5. Положение по отношению к тепловым поясам;

      6. Крайние точки материка, определение протяженности (расстояния) материка с севера на юг и с запада на восток.

    • Влияние географического положения на природу материка.
    • Путешествие вокруг берегов Африки.
  4. Первичное закрепление.
  5. Контроль и самопроверка знаний.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Учебно-наглядный комплекс: Интерактивные карты: Физическая карта полушарий. Физическая карта Африки. Настенная контурная карта Африки. Атласы с комплектом контурных карт, учебники, электронный учебник.

Формы проведения урока:

Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями; практическая работа — формирование умения составить характеристику географического положения материка на примере Африки; Самостоятельная работа с контурной картой.

Термины и понятия: Географическое положение материка, крайние точки материка, береговая линия.

Географические объекты: Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский; Моря: Красное, Средиземное; Мысы: Рас-Хафун, Игольный, Доброй Надежды; Суэцкий перешеек, Суэцкий канал, полуостров Сомали, остров Мадагаскар, Гвинейский залив.

Справочно-информационный материал:

Общая длина береговой линии – 30500 км.

Доля островов и полуостровов в общей площади материка – 5 %.

Самый большой остров около материка– Мадагаскар.

Самый большой полуостров – Сомали.

Самоанализ урока

Деятельность учителя Деятельность ученика

Здравствуйте, садитесь.

Отмечаю отсутствующих.

Поздоровались, сели.
Сегодня мы начинаем изучение крупного раздела, о названии раздела вы легко догадаетесь. Назвав второй по величине материк. Как он называется? Африка.
С чего мы начинаем изучать любой географический объект? С его географического положения.
Что же такое географическое положение? Каждый из вас имеет свой адрес, это примерно то - же самое. Местоположение, месторасположение, местонахождение.
Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? Если мы начинаем изучать Африку и говорим о географическом положении, значит тема: Географическое положение Африки.
Открой те тетради и запишите тему урока: Географическое положение Африки. В тетрадях записывают тему урока.
Послушайте внимательно цель урока: Сегодня вы научитесь изучать ГП материка по плану. Научитесь работать с атласом и контурной картой одновременно. Слушают цель урока.
Поставим задачи урока. Что такое задачи урока? Это то, с помощью чего и как мы будем достигать этой цели.

Задачи:

  1. Познакомиться с планом определения географического положения
  2. Работать с к/к и картами атласа, наносить объекты.
 
Что вы уже знаете об этом материке? Второй по величине; Здесь расположена самая большая пустыня мира; Самый жаркий материк и.т. д.
Какие карты необходимы для изучения материка? Физическая, строение земной коры, климатическая, природных зон, и т.д.
Вывод: Материк заинтересовал вас? Не правда ли? Очень хочется узнать о нем многое. Да очень хочется узнать.
От того, как вы научитесь работать по плану, будет зависеть усвоение аналогичной темы при изучении других материков.  
Откройте в атласах Физическую карту мира, найдите материк и сравните какого она размера. Какая она по величине. Открывают в атласе Физическую карту мира. Определяют, что Африка вторая по величине.
Запишите в тетрадях площадь Африки, она равна 30.3 млн.км. Записывают в тетрадях площадь материка
Теперь смотрим план определения ГП материка, попробуем определить: Знакомятся с планом изучения Г.П. материка
  1. Положение по отношению к экватору;
  2. Положение по отношению к начальному меридиану;
  3. Положение по отношению к морям и океанам; Нанесите объекты на к/к

  4. Положение по отношению к другим материкам; Нанесите границу с Евразией на к/к.

  5. Положение по отношению к тепловым поясам; Наличие данных тепловых поясов влияет на климат Африки?

  6. Крайние точки материка, определение протяженности (расстояния) материка с севера на юг и с запада на восток.

См. табл. и определяем.

Теперь попробуем определить расстояние с сев. на юг по 20 градусу восточной долготы. Теперь попробуем определить расстояние с зап. на вост. по 20 градусу сев. широты и по экватору.

Это самая широкая часть материка.

  1. находится в северном и южном полушариях;

  2. Расположена в западном (меньшая) и в восточном (большая часть) полушариях;

  3. Северное и западное побережье омывается Атлантическим океаном ( Средиземное море), восточное побережье - Индийским (Красное море).
    Наносят на к/к объекты.

  4. Граничит с Евразией через Гибралтарский пролив, Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море, Баб-Эб-Мандебский пролив и Аденский залив. От остальных материков удален и граничит через океаны.

  5. Расположена большая часть в жарком поясе, не большая часть в умеренном.

  6. Определяют координаты точек.
    сев. М. Бен-Сека
    Юж. - М.Игольный-
    Зап. - М. Альмади
    Вост.- М. Рас-Хафун
    С сев на юг
    35+32=67
    67Х 111=7437 км.;
    С зап на вост
    16+37=53
    104Х 53=5512 км.
    43-9=34
    111Х34=3774 км.

Влияние географического положения на природу материка. Какой вывод напрашивается?

Африка – это часть Гондваны (расколите кусок сахара и вы получите береговую линию). Береговая линия ровная, берега высокие и обрывистые.

ГП повлияло на ее природу.Африка расположена в жарких тепловых поясах, протяженность ее в этих широтах большая, поэтому она является самым жарким материком.

Чтобы познакомится с береговой линией Африки нам необходимо совершить небольшое путешествие вокруг материка. Начнем с Гибралтарского пролива по часовой стрелке. Помощником вам будет кроссворд.

    1. Пролив;
    2. Море;
    3. Канал;
    4. Море;
    5. Пролив;
    6. Залив;
    7. Остров;
    8. Пролив;
    9. Залив;
    10. Океан.

И так, какова изрезанность, что можно сказать о береговой линии?

Разгадывают кроссворд путешествуя вокруг Африки.

  1. Гибралтарский;
  2. Средиземное;
  3. Суэцкий;
  4. Красное;
  5. Баб-Эль-Мандебский;
  6. Мандебский;
  7. Мадагаскар;
  8. Мозамбикский;
  9. Гвинейский
  10. Атлантический
Попробуйте ответить на вопросы теста. Поменяйтесь работами, проверяем ответы. Работают с тестами. Меняются и проверяют под диктовку учителя верные ответы.
Как изменится природа Африки, если бы ее наибольшее расстояние было между зап и вост точками севернее? Стало бы намного холоднее. Материк стал бы северным.
Как изменилась бы природа, т.е. климат, если бы на северо-востоке она омывалась океаном? Изменение климата в северо-восточных частях.

Какой вывод можно сделать по уроку, вернемся к цели.

Как ГП влияет на природу материка?

Возвращаются к цели урока и самостоятельно делают полный вывод по уроку.
Комментирую оценки за урок. Слушают оценки за урок.

Домашнее задание:

1 уровень: Ответить на вопросы параграфа.

2 уровень: Определите самостоятельно ГП Австралии и сравните с ГП Африки.

3 уровень: Самостоятельно измените ГП материка Африки так, чтобы он не был самым жарким материком.

Записывают Домашнее задание в дневниках.