Цели урока:
- образовательная: совершенствовать умения выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й ];
- развивающая: развивать логическое мышление, речь, артикуляционный аппарат и фонематический слух, умение работать с текстом;
- воспитательная: воспитывать толерантные и коммуникативные качества личности учащихся, интерес к чтению и бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки со схемами, энциклопедия, мультимедиа, магнитная доска, карточки снежинки со словами, таблички-памятки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Выход на тему урока через подводящий диалог.
(На доске записано предложение: Вместе весело шагать.)
У: Ребята, прочитайте предложение. Как вы понимаете смысл этих слов?
(Ответы учеников.)
У: Эти слова из известной детской песенки станут девизом нашего урока. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, которое будет необычным, воображаемым. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, когда расколдуете слово, которое спряталось в предложении.
(В предложении над буквами л, е, с стоят цифры 1, 2, 3.)
Д: Лес.
У: Правильно. Мы отправимся в лес. Для этого нам понадобятся некоторые вещи.
(Приложение 1. На экране слова: шапка, варежки, корзинка, лыжи, зонтик, санки, шарф.)
У: Назовите те вещи, которые нам необходимы для путешествия.
Найдите лишние слова.
(Дети находят лишние слова и объясняют, почему они их исключили.)
У: А теперь надеваем свои шапки, варежки, застёгиваем куртки, туго завязываем шарф и - в путь.
(Двигательная гимнастика.)
У: Вот мы и добрались до леса. (На экране - фото зимнего леса.)
Ребята, давайте скажем дружно:
Здравствуй, здравствуй, зимний лес,
Полный сказок и чудес!
- Скажите, а какие чудеса можно увидеть в зимнем лесу?
(Ответы детей.)
У: Зимний лес удивителен, загадочен, прекрасен! Он восхищает своей красотой, таинственностью. Удивляет неповторимостью. Давайте скажем с удивлением:
- О-О-О-О-О!
С восхищением: -А-А-А-А-А!
С радостью: -И-И-И-И-И!
(Артикуляционная гимнастика.)
У: А теперь я попрошу вас, ребята, подобрать к слову лес слова, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? и напечатать их.
На доска появляется запись:
Лес (какой?) белый, красивый, снежный.
У: Какую работу можно выполнить с этими словами?
Дети предлагают поставить ударение, разделить слова на слоги, подчеркнуть гласные, мягкие согласные и т. д.
(Выполняются некоторые виды работ из предложенных учениками.)
У: Теперь внимательно посмотрите на слова и скажите что в них общего?
Д: Во всех словах есть буква й.
III. Сообщение темы урока и его задач.
Прошу детей попытаться самостоятельно сформулировать тему урока.
Д: Мы будем читать слова, в которых есть буква й.
IV. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.
(На экране – елочка.)
У: Посмотрите, какая красивая ёлочка растёт на поляне и сколько под ней следов. Кто-то здесь побывал до нас. Давайте прочитаем эти следы.
(Загадки.)
- Строит она дом в дупле
Чтоб зимою быть в тепле. (Белка) - Прыг-скок трусишка!
Хвост - коротышка, ушки вдоль спинки, глазки с косинкой,
Одежда в два цвета
Зимой и летом. (Заяц) - Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт
В деревне кур крадёт. (Лиса) - Земли копытами касаясь,
Ходит по полю красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)
(По ходу отгадывания загадок на экране появляются изображения животных.)
У: Ребята, найдите животное , в названии которого есть буква й.
Д: Зайка.
У: Дайте характеристику звука, который обозначает эта буква.
Д: Звук [ й] – согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий.
Работа по расширению кругозора. Рассказ о зайце. Энциклопедия стр. 335.
Физкультминутка
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
Взялся зайка за бока
Заплясал он гопака.
Кто-то зайку напугал,
Зайка - прыг и ускакал.
У: Пока мы грелись, пошел снег. На землю падают волшебные снежинки.
(Работа в парах по восстановлению деформированных предложений, записанных на снежинках.)
Дети составляют предложения, а на экране появляется текст:
Зимой мы пошли в лес.
Кругом лежит снег.
На снегу следы зверей.
Хорошо зимой в лесу!
(Один ученик читает текст, остальные самостоятельно проверяют и оценивают свою работу.)
У: Ребята, найдите в тексте слова с буквой й и дайте характеристику звуку[ й ].
(Ответы учеников.)
У: Найдите предложение, которое отличается интонацией.
(Работа над выразительностью чтения.)
Чтение текста цепочкой.
У: Вот и пришла пора возвращаться в класс. Наверное, вам ещё захочется прийти сюда, на эту волшебную зимнюю поляну. Лес радует нас своей красотой в любое время года, делиться своим богатством с человеком. А как люди должны относиться к лесу, ребята? ( Беседа о бережном отношении к природе.)
У: Скажем вместе:
До свиданья, зимний лес,
Полный сказок и чудес!
V. Рефлексия.
У: Вот мы и вернулись в наш класс. Понравилось ли вам в зимнем лесу, ребята?
(Ответы учеников.)
У: А теперь пришла пора подводить итоги нашего короткого путешествия.
На магнитной доске таблички со словами, характеризующими звук [й].
Ученикам нужно убрать лишние слова и сформулировать вывод урока.
VI. Оценка результатов урока и итог.
У: Кто сегодня на уроке за работу заслуживает аплодисментов? Почему?
В конце урока ученики получают таблички - памятки с характеристикой звук [ й].