Цель урока: познакомить учащихся с центрами происхождения культурных растений, открытых Н.И.Вавиловым.
Задачи:
- Образовательная: познакомить с жизнью и деятельностью Н.И.Вавилова; изучить сущность и значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости; изучить центры происхождения культурных растений.
- Развивающие: формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы.
- Воспитательные: патриотическое воспитание на примере работ Н.И.Вавилова.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод проведения: беседа, объяснение, практическая работа.
Междисциплинарные связи: история, география
Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация (Приложение), раздаточный материал к уроку, гербарии.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Приветствие
- Подготовка аудитории к работе
- Наличие учащихся
2. Введение в тему
Учитель: посмотрите пожалуйста на красиво накрытый стол и одновременно на экран со слайдами. Попытайтесь ответить на вопрос, что объединяет все эти продукты и предметы? (На слайде: продукты питания растительного происхождения: хлеб, макаронные изделия, чипсы, масло растительное. На накрытом столе: скатерть из льна, салфетки из хлопка, полотенце.
Учащиеся: примерный ответ – это продукты и предметы растительного происхождения.
Учитель: правильно, все эти растения,
из которых получаем продукты питания и предметы
обихода, выращиваются человеком, т.е. являются
культурными. Все современные культурные
растения произошли от диких предков. Процесс
превращения диких растений в культурные формы
называют одомашниванием.
Сегодня нам с вами на уроке предстоит
познакомиться с центрами происхождения
культурных растений, т.е. с местами на планете где
были окультурены те или иные растения.
Поэтому наш сегодняшний урок мы с вам назовём
«Карта мира на моём обеденном столе».
Наибольший вклад в изучение разнообразия
культурных растений внёс русский селекционер
Н.И.Вавилов. Давайте послушаем небольшое
сообщение о его жизни и деятельности.
Учащиеся: Рассказывают о жизни Н.И.Вавилова. (Приложение 1)
Учитель. Яркая и прекрасная жизнь
Николая Ивановича долго будет привлекать
внимание исследователей. Наша молодёжь должна
знать эту большую жизнь, которую можно назвать
подвигом учёного, должна учиться на ней, как
нужно самоотверженно работать и как любить свою
родину и науку.
Одним важнейшим открытием ученого, итогом
экспедиций стал “Закон гомологических рядов в
наследственной изменчивости”. В чём суть
открытого закона?
Давайте выполним небольшую практическую работу.
У вас на столах имеются гербарные экземпляры: у
одной группы – представители семейства
злаковые, у второй группы – представители
семейства бобовые. Вам необходимо заполнить
таблицу, которая у вас имеется на столах.
Признаки которые вы найдёте у данных растений
отмечайте значком «+».
Учащиеся: работают в группе, заполняют таблицу. (Приложение 2)
Учитель: Итак, что мы выявили?
Учащиеся: Нашли общие признаки у разных родов одного семейства.
Учитель: Правильно! Молодцы! Вот в этом и суть закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. А теперь, давайте попытаемся сформулировать сам закон , о чём он гласит. У вас на столах у каждого имеются карточки с незаконченным текстом. Попытайтесь пожалуйста заполнить эти пропуски, а потом мы все вместе проверим. (Приложение 3)
Учащиеся: Заполняют пропуски. Потом читают у кого, что получилось.
Учитель: Исправляет недочёты.
Не только у близких видов, но и у родов, семейств
и даже классов обнаруживаются сходные
гомологические ряды наследственной
изменчивости. А если пока некоторые ячейки этих
рядов с определёнными сочетаниями признаков
пока пусты, то рано или поздно они будут
заполнены. Вавилов сам неоднократно находил
подтверждение своего закона. К примеру, до 1927года
учёным не была обнаружена известная твёрдая
безостая пшеница. А Вавилов не только
предсказывал её существование, но и обнаружил в
Эфиопии целые поля такой пшеницы.
Когда Вавилов делал доклад о своём
открытии, один из учёных слушателей насмешливо
заметил ему: “Но мы не встречали рогатых
лошадей?” “Найдутся рогатые лошади” – отвечал
Вавилов. Через два года он послал своему
оппоненту книгу, где содержались сведения о
вымерших рогатых сородичах современных лошадей.
Когда доклад был закончен, в зале под овации
прозвучал возглас: “Биологи приветствуют своего
Менделеева!” Аналогия вавиловского закона с
периодическим законом в химии была отмечена в
решении съезда.
Самым главным открытием,итогом всех экспедиций
Вавилова стало – установление основных
географических центров происхождения
культурных растений.
Н.И. Вавилов обследовал многие районы земного
шара и выявил территории с наибольшим
генетическим разнообразием культивируемых
растений и их диких сородичей. В 1920–1930 гг.
Н.И. Вавилов вместе с сотрудниками осуществил
более 60 экспедиций в 54 страны мира по всем
обитаемым континентам, кроме Австралии.
Участники этих экспедиций – ботаники, генетики,
селекционеры – были настоящими охотниками за
растениями. В результате огромной работы они
установили важные закономерности, показав, что
не во всех географических зонах культурные
растения обладают одинаковым разнообразием. Для
разных культур существуют свои центры
многообразия, где сосредоточено наибольшее
число сортов, разновидностей, разнообразных
наследственных отклонений. Эти центры
многообразия являются и районами возникновения
культурных сортов. Так, у картофеля максимум
генетического разнообразия отмечен в Южной
Америке, у кукурузы – в Мексике, у риса – в Китае
и Японии, у пшеницы и ржи – в Средней Азии и
Закавказьи, у ячменя – в Африке. Большинство
центров совпадает с древними очагами земледелия.
Таких центров многообразия Н.И. Вавилов
насчитал сначала 8, а в более поздних работах
сократил их число до 7.
Давайте сейчас мы выявим какие же центры
происхождения культурных растений он выделил. А
для этого проведём небольшую работу. У вас на
столах имеются листочки с набором продуктов
или блюд, произведённых из растений одного
указанного центра происхождения. (Приложение
4) Вы должны определить из каких
растений произведены эти продукты или блюда и
записать названия этих растений в свой раздел
сводной таблицы. (Приложение 5)
Для определения центров происхождения растений
вам понадобится учебник на странице … Найденный
центр происхождения обведите на контурной
карте, который у вас имеется на столах.
Учащиеся: Работают с заданиями. Поднимают руки и отвечают.
Учитель: Итак мы выявили, что Н.И.Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений.
1. Южноазиатский тропический (Индийский, или
Индонезийско-Индокитайский).
2. Восточноазиатский (Китайский, или
Китайско-Японский).
3. Юго-Западноазиатский (Переднеазиатский и
Среднеазиатский).
4. Средиземноморский.
5. Абиссинский(Эфиопский).
6. Центральноамериканский (Южномексиканский, или
Среднеамериканский).
7. Южноамериканский (Андийский).
Начатая Н.И. Вавиловым работа была
продолжена другими ботаниками. В 1970 г.
П.М. Жуковский установил еще 4 центра:
Австралийский, Африканский,
Европейско-Сибирский и Североамериканский.
Таким образом, в настоящее время насчитывается
11 первичных центров культурных растений.
На дом вам будет такое домашнее задание –
проведите исследование – сколько раз в день вы
едите продукты, источником которого являются
растения из каждого центра происхождения.
Нанесите на карту не достающие центры.
А теперь давайте вернемся к началу сегодняшнего
урока и выявим, какие же центры происхождения
имеют предметы на столе и продукты на экране.
Учащиеся : Работают в группах и
выявляю центры и отмечают эти центры на
контурных картах.
Наряду с открытием мировых центров
происхождения культурных растений
Н.И. Вавилов и его сотрудники собрали самую
крупную в мире коллекцию растений, которая была
сосредоточена в созданном Всесоюзном институте
растениеводства (ВИР, г. Ленинград, ныне
СанктПетербург), в настоящее время носящем имя
Н.И. Вавилова. Эта коллекция в виде семенных
образцов постоянно пополняется, воспроизводится
на полях опытных станций института. Она является
тем кладезем исходного материала, которым
пользуются все генетики и селекционеры страны,
работающие с растениями.