Пояснительная записка
Главной задачей обучения детей в школе является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребёнка Обучение должно быть не только направленным на развитие познавательной сферы детей, но и личностно ориентированным.
Проблема развития познавательного интереса требует длительной, целенаправленной работы, которая должна начинаться с начальной школы.
Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических функций. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников. Заниматься развитием творческих способностей необходимо систематически. Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки и использования на уроке. Для восполнения этих недостатков создан факультативный курс «Развитие творческих способностей»
Развивающие занятия, проводимые во внеурочное время в качестве дополнительного образования учащихся, обладают огромным потенциалом поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности.
Факультатив « Развитие творческих способностей» разработан в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учётом дидактических требований к уровню подготовки учащихся начальных классов.
Данный курс предназначен для учащихся 2 класса и рассчитан на 17 часов.
Основной целью курса является создание условий для формирования личности, желающей и умеющей самостоятельно получать знания и применять их в будущем.
Задачи курса:
– развитие устойчивого интереса к учебным
занятиям ;
– развитие памяти, внимания, воображения;
– развитие логического и образного мышления;
– развитие творчества;
– расширение словарного запаса;
– развитие конструкторских способностей;
– развитие речи.
Программа факультатива предполагает целенаправленное формирование у детей познавательной самостоятельности. Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом. В этой ситуации творческое общение становится средством формирования особых видов деятельности, таких психических процессов, как внимание, память, воображение и мышление.
Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. При обучении реализуются основные дидактические принципы, особенно принцип доступности, преемственности, перспективности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Материал занятий представляет собой калейдоскоп заданий из различных областей знаний: русского языка, математики и окружающего мира.
Занятия строятся на основе принципа занимательности. Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребёнка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно – живой интерес к процессу познания. Трудные задания привлекают своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Организация работы позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.
Занятия построены так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи
Программа факультативного курса «Развитие творческих способностей» 17 часов.
Таинства окружающего мира. 1ч.
Представление о тайнах. Что значит открыть тайну?
Знакомство с книгой М. Ильина «Сто тысяч
почему»
Признаки и свойства предметов. 1ч.
Определение понятий «признаки» и «свойства».
Игра «Найди отличие».
Игра «Найди общее» Определение признаков и
свойств.
Сравнение предметов. 1ч.
Представление о сравнении предметов. Правила
сравнения. Упражнение в сравнении предметов.
Значение сравнений. Упражнение «Проверь себя»
Знакомство с закономерностью. 1ч.
Представление о закономерности. Упражнение на
поиск закономерности в цифрах и фигурах.
Упражнение в определении закономерности в
буквах и словах. Составление закономерности.
Радуга. 1ч.
Знакомство с происхождением радуги. Рассказ о
символике цвета. Язык цветов. Работа с рамками
Монтессори.
Страна загадок. 1ч.
Знакомство с загадкой. Акростих. Загадки,
содержащие рифмы-обманки. Загадки, содержащие
пословицы и поговорки. Составление загадок с
помощью опор.
Фантазия как творчество. 1ч.
Знакомство с понятием «фантазия». Роль фантазии
в жизни людей. Показатели фантастических идей.
Приёмы фантазирования.
«Лиса и волк» (по страницам русской
народной сказки) 1ч.
Изображение героев сказки с помощью
геометрических фигур. Упражнение на
пространственную ориентацию. Пословицы и
поговорки о животных. «Крылатые выражения».
«Колобок» на новый лад. 1ч.
Упражнение на внимание. Наблюдение над
закономерностями. Составление цепочки из
геометрических фигур с соблюдением
закономерности. Решение задач на смекалку.
«Заюшкина избушка» (по
страницам русской народной сказки) 1ч.
Знакомство с содержанием сказки путём
использования ролей. Изображение героев сказки с
помощью геометрических фигур и деталей
танграмма. Отгадывание кроссворда. Пословицы о
дружбе.
Солнышко. 1ч.
Представление о роли Солнца в жизни людей.
Пословицы и поговорки о солнышке. Олицетворение
дневного светила
Приключения снежинок. 1ч
Представление о приёме олицетворения. Сказка
«Про снежную бабу».
Отгадывание загадок.
В гостях у белочки. 1ч.
Знакомство с злементарными правилами поведения
в лесу. Особенности жизни белки. Понятие
«многоярусность леса».Изображение жителей леса
с помощью жестов, мимики и звуков.
Во саду ли, в огороде… 1ч.
Представление о значении почвы в жизни живых
существ. Загадки о растениях, произрастающих на
огороде. Распределение слов на группы.
Разгадывание кроссвордов. Расшифровка
пословиц.
Нам нравится гулять по зоопарку. 1ч.
Представление о зоопарке. Экзотические животные.
Игра «Откуда я?» Нахождение «лишнего»
животного. Представление о террариуме. Решение
логических задач. Что такое «Лить крокодиловы
слёзы?»
Школа насекомых. 1ч
Представление о насекомых. Упражнение на
нахождение закономерностей. Игра «Найди слово».
«Крылатые выражения».
Эстафета интеллектуалов. 1ч.
Значение слова «интеллектуал». Задания на
смекалку и сообразительность. Весёлые стихи.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
Обучающиеся должны знать:
– происхождение радуги;
– приёмы олицетворения;
– приёмы фантазирования;
– наиболее употребляемые пословицы, поговорки и
«крылатые выражения»;
– правила декодирования слов и предложений;
– приём работы с головоломкой «Танграм».
Обучающиеся должны уметь:
– выделять в предметах различные свойства;
– выделять общие и отличительные признаки;
– сравнивать
– конструировать;
– ориентироваться в пространстве;
– прослеживать закономерность в числах,
предметах, словах;
– фантазировать;
– составлять загадки с использованием главных
функций предметов ;
– сочинять сказки при помощи опоры;
– работать с танграмом.
Тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. |
Таинства окружающего мира Признаки и свойства предметов. Сравнение предметов. Знакомство с закономерностью. Радуга. Страна загадок. Фантазия как творчество. «Лиса и волк» (по страницам русской народной сказки.) «Колобок» на новый лад. «Заюшкина избушка» (по страницам русской народной сказки) Солнышко. Приключения снежинок. В гостях у белочки. Во саду ли, в огороде… Нам нравится гулять по зоопарку. Школа насекомых. Эстафета интеллектуалов. |
1 |