Цели:
- познакомить учащихся со звуком (ч), буквой Ч ч;
- формировать механизм слогового и слитного чтения с новой буквой;
- развивать речь, память, логическое мышление,
- воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому..
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Сегодня на уроке у нас знакомство с новым
звуком и буквой.
Мы продолжаем с вами путешествие по нашему
Буквограду. (На доске размещена схема города).
2. Мобилизующая часть урока
– Как всегда в начале урока ворота города
закрыты. Что нужно сделать, чтобы они открылись?
Дети говорят:
– Назвать правильно все буквы, которые мы уже
изучили (по ленте букв).
– Прочитать слоги (по слоговой индивидуальной
таблице, которая имеется у каждого ученика).
НА КА ЛА ТА МА СА РА ПА
НО КО ЛО ТО МО СО РО ПО
НЫ КЫ ЛЫ ТЫ МЫ СЫ РЫ ПЫ
НИ КИ ЛИ ТИ МИ СИ РИ ПИ
НУ КУ ЛУ ТУ МУ СУ РУ ПУ
Учитель: Молодцы! Вы правильно выполнили задания. Ворота города открыты. Интересно, в какой район города лежит наш путь сегодня?
3. Формирование новых умений и навыков
– Давайте рассмотрим этот ряд картинок и назовём, что здесь нарисовано (на доске предметные картинки: часы, чай, чайка, тучка, бочка, врач).
а) Знакомство с новым звуком по картинкам.
– Произнесите слово, поделите на слоги.
– Назовите первый звук.
– Какой это звук?
– Как произносится?
– Во всех наших словах новый звук первый?
– В каких словах новый звук расположен в
середине слов?
– В каком слове он находится в конце?
Игра «Соберем слова с новым звуком»
– С каким мы познакомились звуком?
– Верно. Давайте попробуем дать ему
характеристику.
(Дети произносят звук коротко, протяжно. Кладут ладонь на горло при его произнесении)
Вывод: это согласный мягкий звук.
Учитель: Он обозначается буквой «ч».
Учитель размещает букву на ленте букв.
– Разучим новую физминутку:
На столе пред нами чайник,
В нем заварен крепкий чай,
Вкусен чай необычайно,
Пей его и не скучай.
Чайник, как и чай, хорош
И на что же он похож?
– Теперь мы знаем, что звук мягкий. Значит, мы идём сегодня в переулок Мягких звуков. Дорога сюда нам знакома?
Дети: Да, здесь живет буква Й. Она тоже обозначает мягкий звук.
Учитель: На пути светофор. Нужно подождать, пока загорится зелёный свет. Поиграем в игру «Доскажи словечко»
Хочешь есть калачи –
Не сиди на …
Ча-ча-ча, горит в комнате …
Чу-чу-чу, молоточком я …
Чо-чо-чо, нам у печки …
Учитель: Вот и загорелся зелёный свет. Подходим к дому, где живёт буква Ч.
Чтение слогов с буквой «ч» (интонация разная: тихо, шепотом, обычно, радостно):
ЧА, ЧО, ЧЕ, ЧИ, ЧУ
Чтение столбиков слов с доски:
ЧАСЫ ЧАЙКА РУЧКА
ВРАЧИ ЧАБАН ПОЧКА
4. Развитие речи
В гостях принято вести беседы. Побеседуем и мы. (Работа с учебником с. 113).
– Кого видите на картинке?
– Почему так встревожена мама-воробьиха?
– Кто угрожает воробышку?
– Используя эти слова, давайте составим
небольшой рассказ по картинке о птенчике Чике.
Слова: птичка, кот, гнездо, выпал, кричал, мама, спасла.
Учитель: Спасибо за хорошие рассказы. Мне очень понравилось в них, что Чика удалось маме спасти. Вы могли бы, что-нибудь посоветовать Чику, что нужно делать и не делать, чтобы не попадать в такие неприятности в будущем?
– Рядом с домом пруд. В нем обитают лягушки. Давайте их разбудим.
Физкультминутка «На болоте две лягушки»
На болоте две лягушки,
Две зеленые квакушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет –
Всем друзьям физкульт привет!
5. Чтение текста «Чабан» (Букварь с. 114)
Словарная работа: чабан, отара.
а) читает текст подготовленный хорошо читающий
ученик;
б) чтение по одному предложению;
в) хоровое чтение;
г) анализ прочитанного (по вопросам учителя).
– Молодцы! Мы выполнили все задания хорошо и
правильно. Хозяйка дома хочет у вас спросить:
– Какой мы изучили новый звук?
– Какой он обозначается буквой?
– Что узнали о ней?
6. Оцените свою работу на уроке (рефлексия)
– Кому на уроке было всё понятно, со всеми
заданиями справлялись уверенно, возьмите
весёлого человечка.
– Если вы затруднялись при выполнении
каких–либо заданий, возьмите печального
человечка.
– Кому на уроке было трудно работать, он с
заданиями не справлялся, возьмите грустного
человечка.
– Вам понравилось наше новое путешествие?
– Спасибо вам за урок.