Интегрированный урок истории и биологии "Веселый урожай"

Разделы: Биология, История и обществознание


Цели:

  • воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природе, дарам земли, птицам и животным;
  • привитие интереса к историческому прошлому России, обычаям и традициям славян. (слайд 2)

Оборудование: красочная  презентация (Приложение 1), выставка книг по славянской мифологии, репродукции картин по этой же тематике, оценочные листы для жюри,призы командам

Предварительная работа: формируется несколько микрогрупп по интересам, ребята  продумывают приветствие и название команд.

Ведущими могут быть учителя биологии и истории.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя биологии.

– Здравствуйте  дорогие ребята сегодня мы проведем необычный урок, урок – в форме игры, тема  сегодняшнего урока звучит следующим образом « Веселый урожай».Наш урок еще необычен тем,что сегодня мы попытаемся объединить ваши знания в области таких предметов как биология,история с применение современных информационных технологий.
Наш урок посвящен представлениям древних славян о родной природе и знаниям о наших далеких предках. Мы будем говорить о плодах щедрой земли русской,о травах, птицах, животных и многом другом.

А.К. Толстой

Край ты мой, родимый край
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Но разговор мы будем вести не только серьезный, постараемся на некоторые вещи посмотреть с юмором и шуткой.
Начнем мы нашу встречу с разговора о самом главном – о Земле, которая и продолжает давать жизнь и силу всему, что  окружало нашего далекого предка и окружает нас с вами, а это значит, что Земля дает  жизнь и нам! (Приложение 1. Слайд 3)
Славяне называли Землю «Священной матушкой», «матерью плодов благовеянных».
Древним славянам виделась Земля-матушка такой (Приложение 1. Слайд 4).

А где проживали древние славяни, как они жили, чем занимались, во что верили мы сейчас попытаемся разобраться

Слова учителя истории (Приложение 1. Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10)

В жизни славян особое место занимала окружающая природа и такую тесную  взаимосвязь природы и человека  можно увидеть в божествах.(Приложение 1. Слайд 11)

Представление команд (Приложение 1. Слайд 12)

 Конкурсы :

Конкурс «Жар птица» (Приложение 1. Слайд 13)

Жар птица-воплощение лучезарного бога солнца!Образ этой птицы бал создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом прекрасной птицы была природа,окружающая человека. Этот конкурс мы посвящаем разгадыванию поэтических образов птиц,обитающих и до сих пор в наших лесах.Я думаю,что многих из них вы знаете.

1. Она считается у славян вещей птицей,посвящалась богине Весны и предсказывала начало гроз и дождей (КУКУШКА)
2. Эта птица жила до трех сот лет и единственная из многих приносила живую и мертвую воду (ВОРОН)
3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов (ПЕТУХ).
4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекала ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.
5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают,что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.(ОРЕЛ)
6. В него превращались сказочные герои,чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния,внезапно ударить по врагу  или появиться перед красной девицей (СОКОЛ)

Конкурс «Чудо-зверь» (Приложение 1. Слайд 14)

Не менее богат и разнообразен в славянских преданииях  мир зверей. Главой и владыкой звериного царства считался Идрик – зверь. Много у него было подданных обладали они чудесными свойствами.Но были и такие которые и действительно жили и живут в наших лесах.Вот зверям мы и посвятим вопросы конкурса.

  1. По народным повериям он олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (ВОЛК)
  2. По преданиям это человек превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов.– ВЕЛЕС.
  3. Это животное выступает спутником колдунов, однако он любим очень русским народом. По славянским повериям это очень смышленое животное. С ним сваязано много примет и пословиц. (КОТ)
  4. В древние времена когда обожествлялись силы природы,темная сила выезжала на этом животном черного цвета,а боги света ездили на током же но белого цвета.  (КОНЬ)
  5. Об этом своем друге нш народ сложил много крылатых выражений, примет,загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.  (СОБАКА)
  6. Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок сложил про нее. (ЛИСА)

Конкурс «Славянский месяц» (Приложение 1. Слайды 15, 16)

Славяни как многие другие народы, еще в глубоко древности научились измерять время и выработали свою систему отсчета.У них был календарный год, который делился на месяцы и у каждого было свое название очень близкое к состоянию природы в этот момент или вида деятельности человека требующей безотлагательных действий. Январь – этот месяц был посвящен богу Хорсу. 21 января отмечали день Просинца (от слова "просинети") – день возрождения Солнца. Происходило водосвятье. В этот день славили Небесную Сваргу – Сонм всех Богов. Считалось, что излитая на землю небесная Сурья в этот день делает все воды целебными, поэтому в этот день было принято купаться.

Народная примета гласит:

  • В январе много частых и длинных сосулек – будет хороший урожай.
  • Частые снегопады и метели в январе – в июле частые дожди. ( по такому примеры характеристика других месяцев)

Конкурс «Знатоки старинных  слов» (Приложение 1. Слайд 17)

жребий
чело
кудесник
око
веверица
отрок
осенина
волхв
судьба
лоб
волшебник
глаз
белка
младший воин в дружине
осеннее время года
языческий жрец

Конкурс – домашнее задание «Праздники славян» (Приложение 1. Слайды 18, 19, 20)

Театрализованное представление праздников.

Коляда

Коляда – уменьшительно-ласкательное от "коло", солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького возраста еще не имеет значения пол ребенка: поэтому само солнце у нас среднего рода). 22 декабря – день зимнего солнцеворота, рождение молодого солнца – самый короткий день в году. Начинается поворот солнца на весну. В этот день отмечалось Рождество Коляды. Ему несли дары. Славили Крышня, Макошь, Дажьбога. Устраивали игры, песни, состязания, гадания и моления. На Коляду пеклись пироги, караваи, обрядовое печенье – "колядки", с изображением различных животных. В течении 12 дней праздновали начало нового солнечного года. Солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз.
Коляду представляли прекрасным младенцем, захваченным в плен злою ведьмою Зимою, которая превращает его в волчонка. Только тогда, когда будет снята с него волчья шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), тогда Коляда явится во всем блеске своей красоты. Коляда праздновался в зимние святки, Это время совпадало с самыми лютыми морозами и самыми неистовыми гульбищами нечистых. Считалось, что вэто время нечистая сила вырывалась с того света и угрожала всему мирозданию. Поэтому на святки были "святые вечера" и "страшные вечера". Во время праздников ходили не только колядующие с благопожеланиями, но и ряженые в образе чертей и демонов. По древним верованиям в эти дни определялась судьба будущего урожая, возрождения всей природы.
Ряженые, облаченные в звериные шкуры, со страшными масками, изображали не только нечистую силу, но и животных, олицетворяющих плодородие: козу, коня и т.п. "Где коза ходит, там жито родит", – пели ряженые. Они разыгрывали смешные сценки, во время которых коза или конь умирали, в потом вновь оживали: жизнь торжествовала над смертью. В нечистую силу рядились специально для того, чтобы показать ее смешной и нестрашной для людей и всего мира. На святки гадали о будущем урожае и о судьбе. Девушки гадали на "суженого" – будущего мужа.

Масленица

22 марта праздновали день весеннего равноденствия. С этого дня ночь уменьшалась, а день прибавлялся. Кончалась власть зимы. Этот день считался днем пробуждения земли. До этого дня спящую Мать-Землю нельзя было тревожить полевыми работами, пахать, вбивать в ней колья. В противном случае наступят засухи и неурожай. Живе, Дажьбогу, Сварогу в этот день приносились дары – просо, молоко, масло. Начиналась Масличная праздничная седмица. Седмицей славяне называли выходной день, когда они отдыхали от дел – "не деля". Позже христиане стали называть этот день "воскресенье", в честь воскресения Христа, а всю седмицу – "неделя".
Согласно легенде родилась Масленица на севере. Отцом ее был Мороз. Однажды в самое печальное и суровое время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. Масленица пришла. Но не той хрупкой девушкой, которая пряталась, а здоровой ядреной бабой с румяными щеками, коварными глазами, с хохотом. В народе ее называли тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой.
Праздники начинали ребятишки, которые сооружали снежные горы и катались с них. Считалось, кто дальше прокатится, у того в семье самый длинный лен уродится. Ребятишки, молодежь и старики – все высыпали за ворота. На Масленицу каждый день имел свое название и обрядовые действия: понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощенный день. На Масленицу пекли блины, пироги, варили мед и овсяные кисели. Блины – поминальное кушанье. И первый блин, испеченный на Масленице – за упокой. Его клали на слуховое окошко "для душ родительских".
К четвергу масличной недели делали изображение Масленицы в форме куклы или чучела из соломы. Его со смехом и прибаутками водили или возили по всей деревне. В воскресенье вечером чучело сжигали. При сожжении Масленицы в костер бросали все остатки масленичного обжорства. Зарывали в снег и пепел Масленицы, чтобы от нее и следа не оставалось.

Ивана-Купала

22 июня отмечался один из самых важных праздников – Купала. Он был связан с днем летнего солнцестояния и совершался в честь свадьбы Бога Солнца и Зари, одним их актов которой было купание Солнца в водах. Отсюда и название праздников – "купальские" Купала – древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Главное таинство купальских праздников начиналось в ночь с7 на 8 июля. Днем девушки собирали травы и цветы, плели венки и припасали травы – обереги (полынь, зверобой, крапиву) для всех участников праздника. Старики с помощью трения добывали "живой" огонь, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом – символом солнца. В купальскую ночь совершали огненные жертвоприношения, водили хороводы вокруг костра, пели песни.
Девушки пускали венки из трав на воду, наблюдая как и куда они поплывут. Если венок тонул, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти. В купальскую ночь устраивали игрища и позорища – зрелищные игры-обряды, проводимые на заре. Прыжками через костер и танцами на углях проводилось огненное очищение. С ночи до утра искали и собирали целебную и волшебную траву: девясил, чертогон, зверобой, одолень – траву, разрыв – траву и др. Наиболее смелые искали цвет папоротника. Считалось, что тому, кто увидит цвет папоротника будут открыты многие тайны. На заре этого дня в реках и озерах совершались омовения и купания. Этому купанию приписывалась целебная сила. Одним из довольно распространенных обрядов было обливание каждого встречного грязью. Считалось, что чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа.
В купальскую ночь нельзя было спать, так как оживала и становилась активной всякая нечисть.

Ф.И.Тютчев (Приложение 1. Слайд 21)

Сияет солнце, воды блещут
На всем улыбка, жизнь во всем
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоен