Время: 40 минут Оборудование и предварительная подготовка: ПК; презентации к уроку по данной теме (компьютер, экран, мультимедийный проектор), раздаточные материалы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Изложение материала сопровождается демонстрацией презентации на экране.
Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня открытый урок. На нашем уроке присутствует гость из города - представитель УО, руководитель ГМО учителей ОБЖ Владимиров Л.С. и учителя нашей школы.
Начинаем наш урок.
Здоровье - это одна из главных предпосылок гармоничного развития человека.
Человек живет в сложных, изменчивых условиях, ежесекундно испытывая мощное влияние окружающей среды, в ряде случаев нарушающее течение физиологических процессов в организме, приводящее к ослаблению здоровья, развитию заболевания и травмам.
Защитные силы организма, как правило, активно справляются с неблагоприятными факторами, если те находятся в допустимых пределах. Когда же граница, допустимости нарушается, человеку требуется помощь извне, порой срочная, безотлагательная.
В критических ситуациях от оказывающего первую помощь нередко зависит все дальнейшее развитие и течение болезни, а может быть, и сама жизнь пострадавшего. Поэтому каждый из нас обязан владеть элементарными приемами оказания первой помощи, иными словами, уметь быстро оценить состояние больного и облегчить его страдания.
Охрана и укрепление здоровья людей - дело первостепенной важности и задача поистине всенародная. Важную роль в этой области должны занимать знания по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Ребята. Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм о некоторых природных катаклизмах. Демонстрируется фрагменты из видеофильмов "Молния", "Наводнения", "Пожары".
Ваша задача: По ходу просмотра фильма выявить: Какие повреждения организма человека возможны при данных чрезвычайных ситуациях и записать их в таблицу, которая перед вами? Приложение 2.
Памятка
по оказанию первой медицинской помощи при
несчастных случаях в чрезвычайных ситуациях
Виды чрезвычайных ситуации | Возможные повреждения | Правила оказания первой помощи |
Молния Наводнения Пожары |
Ожоги Потеря сознания |
Показать фрагменты жизненных ЧС природного и техногенного характера.
А сейчас скажите тему нашего урока? /Ребята предлагают свои темы урока/
(Я обобщаю и называю). И так :
Тема урока: Первая помощь при несчастных случаях.
Наша задач: Научиться правильно оказывать первую помощь при несчастных случаях.
А какова же цель нашего урока? (Ребята предлагают свои варианты). (Я обобщаю и называю).
Цель урока: Изучить правила оказания первой помощи при несчастных случаях и научиться правильно выполнять приемы их оказания.
Вопрос: А с какой целью вы пришли на сегодняшний урок? Ответы учащихся:::::
Наша цель не только изучить правила оказания первой помощи, но и
- научиться определять свои действия по оказанию первой помощи при различных видах травм;
- определить ситуацию, необходимость и вид оказания первой помощи.
- научиться накладывать кровоостанавливающий жгут, иммобилизационные шины и стерильные повязки на отдельные части тела.
А сейчас мы посмотрим слайд - фильмы, которые нацелят вас на выполнение практических занятий по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Начинается демонстрация слайд - фильма (с 1 по 5 слайд). Приложение 1.
Первая медицинская помощь - это комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение.
В первой медицинской помощи нуждаются лица, с которыми произошел несчастный случай или у которых внезапно возникло тяжелое, угрожающее жизни заболевание.
Несчастным случаем называется повреждение органов человека или нарушение их
функции при внезапном воздействии окружающей среды.
Несчастные случаи часто происходят в условиях, когда нет возможности быстро сообщить о них на станцию скорой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь при несчастном случае должна быть оказана на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в лечебное учреждение.
Раны - это нарушение целостности кожных покровов, слизистых оболочек, тканей, вызванные механическими, термическими, химическими и другими воздействиями, приводящие к расстройствам функций органов, или всего организма.
В зависимости от того, как и чем нанесены раны могут быть резаными, рублеными, колотыми, ушибленными, размозженными, рваными, укушенными, огнестрельными.
Особенно опасны для жизни ранения внутренних органов, головы, кровеносных сосудов.
Под кровотечением понимается выхождение крови из поврежденных кровеносных сосудов.
Различают артериальные, венозные, капиллярные и паренхиматозные кровотечения.
Наиболее опасно артериальное кровотечение.
1. Показать самому на практике порядок наложения кровоостанавливающего жгута.
Учитель показывает наложение кровоостанавливающего жгута на бедренную часть нижней конечности. Приложение 1, слайд 6.
Ваша цель: Научиться практическим действиям по наложению кровоостанавливающего жгута.
А сейчас работая в парах научитесь накладывать кровоостанавливающий жгут при кровотечении из ран плеча, предплечья и ладони.( Практическая деятельность учащихся).
2. Показать самому на практике порядок наложения иммобилизационной шины.
Учитель показывает наложение иммобилизационной шины при переломе бедренную часть нижней конечности. Приложение 1, слайд 7.
Ваша цель: Научиться практическим действиям по наложению иммобилизационной шины.
Работаем в парах.
- Шихалеева Катерина и Комарова Анастасия накладывают иммобилизационную сетчатую шину при переломах костей предплечья.
- Мелкозерова Татьяна, Мелкозерова Александра накладывают шину с использованием одного подручного материала.
- Мелкозерова Ксения и Мезенцева Мария с использованием двух подручных материалов.
( Практическая деятельность учащихся).
3. Показать самому на практике порядок наложения повязки на голову в виде "чепца". Приложение 1, слайд 8.
Ваша цель: Научиться практическим действиям по наложению повязки на голову в виде "чепца".
А сейчас вы всё это продемонстрируете друг на друге.
( Практическая деятельность учащихся).
4. Показать самому на практике порядок наложения повязки на указательный палец, кисть, локтевой сустав. Приложение 1, слайды 9-11.
Учитель показывает наложение спиральной повязки на палец.
Ваша цель: Научиться практическим действиям по наложению повязки на указательный палец, кисть, локтевой сустав. (Практическая деятельность учащихся).
Наложение спиральной повязки на указательный палец показывают Мелкозерова Александра и Мелкозерова Татьяна.
5. Показать самому на практике порядок наложения повязки на голеностопный сустав. Приложение 1, слайд 12.
Ваша цель: Научиться практическим действиям по наложению повязки на голеностопный сустав.
А сейчас наложение восьмиобразной повязки на голеностопный сустав показывают Мезенцева Мария и Мелкозерова Ксения. (Практическая деятельность учащихся).
И так, мы рассмотрели с вами несколько способов оказания первой помощи при ЧС природного и техногенного характера.
Вывод: А сейчас проверим, все ли задачи поставленные задачи.
Задачи | Результаты |
1.Наложение кровоостанавливающего
жгута. 2. Наложение иммобилизационной шины. 3. Наложение повязки на голову. 4. Наложение повязки на палец. 5. Наложение повязки на голеностопный сустав. |
!...А сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение по сегодняшнему уроку.
!...Что вы хотели бы увидеть и узнать на следующих уроках?
Слушаем мнения и пожелания учащихся.
Знания и навыки по оказанию первой помощи необходимы всем, ибо несчастный случай или острое заболевание могут произойти в любое время и в любом месте: дома, на улице, в школе, на производстве, при занятиях спортом и т.д. На экране высвечиваются слова.
"Быть готовым оказать первую медицинскую помощь необходимо всегда и каждому!" Приложение 1, слайд 13.
Я благодарю всех за решение всех сегодняшних проблемных задач.
Оценивание результатов работы учащихся.
Домашнее задание: К следующему уроку подготовить: марлю, вату, иголку и нитку для изготовления ватно-марлевой повязки.
У кого есть вопросы. (Нет вопросов). Всем участникам урока раздаются памятки по оказанию ПМП. Приложения 3, 4, 5.
Спасибо за работу.
До свидания.