Урок русского языка в 4-м классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам"

Разделы: Начальная школа


Цели: на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Задачи:

  • Учить детей  изменять глаголы в прошедшем времени  по родам и числам.
  • Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
  • Воспитывать любовь к предмету.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Запишите число, классная работа. (Приложение, слайд 1)

 2. Минутка чистописания

         Рабочий, решать, русский, ребята, ракета. (Приложение, слайд 2)

– Что общего у всех этих слов?
– Повторим написание буквы Рр. (Приложение, слайд 3)
– Дайте характеристику звука Р. (Возвращение к слайду 2)
– Разделите данные слова на группы, объясните принцип классификации (по частям речи).
– Заполните таблицу: (На доске фломастером – слайд 4)

Имя сущ. Имя прилаг. Глагол
Рабочий
Ребята
Ракета
русский
Рабочий
русский
решать

– Объясните, почему слово рабочий, русский может выступать в роли существительного, прилагательного? (Лексическое значение слова, употребление в речи.)

3. Постановка проблемы к изучению темы

– Как вы думаете, с какой частью речи мы будем работать на уроке?
– Что вы можете рассказать о глаголе? Продолжите фразы. (Приложение, слайд 5)
– Измените глагол  решать по лицам и числам в трёх временных формах (по рядам: 1 ряд – прошедшее время, 2 ряд – настоящее вр., 3 ряд – будущее вр.)
(Приложение, слайд 6)

Прошедшее Настоящее Будущее
Решал          решали
Решала
решало
Решаю         решаем
Решаешь      решаете
Решает         решают
Решу       решим
Решишь  решите
Решит     решат

– Внимательно посмотрите на столбики.
– Что интересного заметили? (Глаголы прошедшего времени не изменяются по лицам).
– Как изменяются глаголы прошедшего времени? (Приложение, слайд 7)
– Глаголы изменяются по временам: наст. И буд. Времена изменяются по лицам и числам, а глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.

4. Изучение новой темы

– Сегодня мы подробнее познакомимся с глаголами прошедшего времени. (Приложение, слайд 8)

Задание: Заполните таблицу, вставляя где необходимо вопросы, род, окончания и слова для справок. (У детей напечатанные таблицы на партах)

Взаимопроверка (Приложение, слайд 9)

– Обратите внимание, от чего зависит окончание глагола прошедшего времени? (От окончания вопроса)
– В предложении все слова взаимосвязаны. От какой части речи мы задаем вопрос к глаголу? (От существительного)
– Сделайте вывод.
– Проверим на практике (Приложение, слайд 10)
– Обобщите знания: глаголы прошедшего времени в единственном числе…
(Приложение, слайд 11) – вывод

Физминутка (Приложение, слайд 12)

– Сейчас немного отдохнем. (Все встали)
Послушайте условие:
Если услышите глагол в настоящем времени.
Присядьте..
Если я назову глагол в прошедшем.
Поднимаете вверх обе руки.
Услышав глагол в будущем времени.
Топаете ногами.
Слова:
Блестит, блестело, будет блестеть;
Спали, спят, будут спать;
Прочитали, читают, прочтут;
Летят, прилетел, будет лететь;
Убежали, убегут, бегут;
– Отдохнули, садитесь.

– Прочитайте начало стихотворения. Найдите в тексте глаголы. Выпишите глаголы во множественном числе, выделите окончания. (Приложение, слайд 13)
Что вы можете сказать об окончаниях? Почему у глаголов прошедшего времени во множественном числе окончание –и? (Приложение, слайд 14)
– Задайте вопрос от существительного к глаголу. Сделайте вывод (Приложение, слайд 15)

5. Работа с диском (уроки Кирилла и Мефодия)

Урок 9.  задания №  4, 7, 5.

6. Самостоятельная работа

Упражнение 89 (если остается время)

7. Итог урока

– Составь рассказ по плану о глаголах прошедшего времени.