Урок математики во 2-м классе по теме "Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • совершенствовать навыки решения задач на нахождение остатка, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
  • развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся;
  • расширять кругозор о празднике Нового года.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте, дети! Вы любите праздники? Какой праздник ваш самый любимый?  А какой приближается? (Новый год) Вам нравится этот праздник? Почему?
– Дед Мороз под Новый Год приходит ко всем детям на  Земном Шаре. В России его зовут Дед Мороз, а вы знаете, как его называют в других уголках Земного Шара?

Санта Клаус – в Германии
Йоулупукки  – в Финляндии
Шань Дань Лаожен – в Китае
Юлетомте – в Дании, Гренландии 
Папа Ноэль – в Испании

В каждой стране у каждого Деда Мороза есть свой дом. А вы знаете, где находится вотчина Деда Мороза у нас, Россиян?
Мы сможем это узнать (проверить), если решим примеры:

Город Великий Устюг – древнейший город Русского Севера, основанный в 1147году. Расположен он на Северо-Востоке от Вологды на левом берегу реки Сухони. В районе Великого Устюга 22 природные зоны, более 20 храмов  XVII – XVIII  веков. Но уникальная особенность  этого города в том, что с 1999 года  он признан родиной российского Деда Мороза.

В старинном граде Устюге Великом, что на берегу реки Сухомы, в бору сосновом стоит терем узорчатый. В тереме том добрый волшебник Дед Мороз. Ждет он вас со свитой своей в любое время года: и зимой, и летом.
– А вы бы хотели встретиться с Дедом Морозом?
– Тогда в путь! Дед Мороз не терпит суеты. Хочет, чтобы перед праздником все нарядно было. Нарядно? О чем это я? Что наряжают почти в каждом доме перед этим праздником?
– Мы на нашу красавицу-елочку наденем гирлянду. Только засверкает она яркими огоньками тогда, когда в пустые шарики напишем недостающие числа. Сумма в каждой линии должна равняться 20.

– Какие числа вписали? (5, 7, 8) Запишите их в первой ячейке вашего маршрутного листа.
– Составьте из этих цифр  5 двузначных чисел и запишите их во второй ячейке маршрутного листа.
– Из данных чисел в третьей ячейке запишите два неравенства. (Математическая запись, имеющая знаки <  > ).
(Одеваем гирлянду на елку)
– Какие умения закрепили, пока елку наряжали?
– Знаете ли вы, на чем отправляется в свое путешествие Дед Мороз? В России – на тройке лошадей,  но может прокатиться в оленьей упряжке или даже в упряжке, запряженной собаками.

В ГОРОД ЕХАЛА УПРЯЖКА ИЗ  10 ОЛЕНЕЙ, А ИМ НАВСТРЕЧУ ДВИГАЛАСЬ УПРЯЖКА ИЗ   8 ОЛЕНЕЙ. СКОЛЬКО ОЛЕНЕЙ ЕХАЛО В ГОРОД? (10. Остальные ехали навстречу, а значит из города.)

– Знаете ли вы, что в Великом Устюге существует парк развлечений, туда ребят привозят на специальном сказочном поезде.

В ЭТОМ ПОЕЗДЕ 10 СИНИХ ВАГОНОВ, А ЗЕЛЕНЫХ  НА 6 МЕНЬШЕ. СКОЛЬКО ВСЕГО ВАГОНОВ В СКАЗОЧНОМ ПОЕЗДЕ?

Физминутка

Стучат, стучат колесики … тук-тук-тук
Бегут, бегут вагончики, чух-чух-чух
Загудел паровоз … ту-ту-ту!
К Дед Морозу он повез дет-во-ру!

– Что же происходит  в Великом Устюге?

Для забавы детворы,
Хороводов тра-та-та.
Украшают нынче елку
Аж до самого утра.

НА ЕЛКУ ПРИГОТОВИЛИ 20 ШАРОВ И 15 СОСУЛЕК. 5 ИГРУШЕК НЕЧАЯННО РАЗБИЛИСЬ. СКОЛЬКО ИГРУШЕК ОСТАЛОСЬ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ?

20 + 15 – 5 = 30 (игр.)

Ответ: 30 игрушек  осталось.

(Решение записывается в 4 ячейке маршрутного листа).

– Можно ли по-другому решить эту задачу. Предложите свои варианты.

(20 – 5) + 15 = 30 (игр.)

(15 – 5) + 20 = 30 (игр.)

– Мы с вами сегодня много дорог проехали, чтобы добраться до Деда Мороза. Давайте зарисуем наш маршрут. (5 ячейка)

2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз на уголок влево, 2 право, 4 вниз, 4 влево, 4 вверх, 2 вправо, соедините.

– На что похож наш маршрут? Не напоминает ли вам он мешок Д М?  Я предлагаю вам раскрасить его в те цвета, какие пожелаете.

(Учитель переодевается в Д М, заходит с елкой в руках, украшенной снежинками)

К вам пришел я издалёка, ох! Из дальней стороны.
Поздороваться, ребятки, с дедом старым вы должны.

– Здравствуйте, ребята! Вы знаете как меня зовут? Из какого города пришел? Что можете сказать об этом городе?
– Я с подарками. На елочке лесной – снежинки. В память об уроке каждый из вас возьмет снежинку, на которой есть мой электронный адрес в интернете. Вы сможете написать мне письмо со своим заветным желанием, которое я постараюсь исполнить. Там же вы найдете дом. Задание.