Цель: сформировать представление о внутренних силах Земли, оказывающих влияние на формирование рельефа.
Задачи:
- сформировать понятия:
- «горст»,
- «грабен»,
- «сброс»,
- «вулканизм»,
- «вулкан»,
- «землетрясение»,
- «очаг землетрясения»,
- «сейсмический пояс»;
- сформировать представление о видах движения земной коры, о процессах землетрясения и вулканизма
- развивать умение определять районы возникновения землетрясений, вулканов на основе сопоставления карт
- рассмотреть правила поведения при извержении вулканов и землетрясениях
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, планете Земля
Планируемые результаты (учащиеся должны знать, понимать, уметь).
- Знать определение основных понятий темы;
- уметь объяснять влияние внутренних процессов на формирование основных форм размера поверхности Земли;
- называть виды движения земной коры; приводить примеры изменений в рельефе под воздействием движений в земной коре;
- действующих и потухших вулканов;
- описывать изменения в залегании горных пород под действием движения земной горы;
- процесс возникновения землетрясения, извержения вулканов;
- закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма.
Основные термины и понятия:
- вертикальное и горизонтальное движение земной коры,
- складки горных пород,
- сбросы,
- горсты,
- грабены,
- землетрясение,
- очаг и эпицентр землетрясения,
- сила землетрясения,
- пояса землетрясений, сейсмограф,
- вулканизм, вулкан, кратер и жерло вулкана,
- вулканический очаг,
- действующий и потухший вулкан
ХОД УРОКА.
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний. Мотивация
– Что вы представляете себе, когда слышите
слова «вулкан», «землетрясение». А может быть
сами были очевидцами? Сегодня мы узнаем что это и
как себя вести…
– Что такое литосфера? (Каменная оболочка
Земли, включающая земную кору и верхнюю часть
мантии)
– Из чего состоит литосфера? (Литосфера
состоит из отдельных блоков – литосферных плит)
– Покажите на карте атласа страница 20-21, назовите
их.
– Какие типы земной коры выделяют? (Континентальную,
океаническую)
3. Игра «Собери модель земной коры»
– В чем их различие? (Океаническая кора
двухслойная, толщина от 5 км до 10 км, земная кора
трехслойная, от 10 км до 75 км) Учебник, рисунок на
странице 53)
– Какие формы земной поверхности вам известны?
4. Игра «Заполни схему»
– Что такое горы?
– Горы – это участки земной поверхности с сильно
расчлененным рельефом, высоко приподнятые над
равнинами.
– Что такое срединно-океанические хребты? (Срединно-океанические
хребты – это мощные горные системы в пределах
ложа океана, сформированные в зоне разломов
земной коры с раздвижением литосферных плит
вследствие поступления вещества мантии в
поверхностные слои земной коры.)
– В чем причины образования форм земной
поверхности? (Причины образования форм земной
поверхности во внутренних, внешних силах Земли и
влиянии деятельности человека на Землю.)
5. Объяснение нового материала
– Тема сегодняшнего урока «Внутренние силы
Земли».
На уроке вы узнаете, как внутренние силы влияют
на рельеф, к чему приводит движение литосферных
плит, почему извергаются вулканы и какими они
бывают, почему происходит землетрясение.
Подумайте, что происходит с плитами при
взаимодействии с внутренними силами Земли. (Плиты
сходятся и расходятся, движутся)
Движение литосферных плит
Тип движения | Взаимодействие | Результат |
Схождение | а) столкновение континентальных плит б) столкновение плит с океанической и континентальной земной корой в) столкновение океанических плит |
а) образование складчатых гор б) образование глубоководных желобов и гор, вулканов в) образование подводных вулканов и вулканических островов |
Расхождение | Расхождение плит | Образование гор из пород, излившихся на поверхность вдоль разломов |
«Мои географические исследования»
Задание:
Установите причины образования крупных горных поясов.
«Помощник»:
Найдите на карте литосферные плиты» границы
схождения и расхождения литосферных плит (см.
атлас с. 21)
Определите по физической карте мира, какие формы
рельефа соответствуют границам схождения плит.
Назовите их. ( см. атлас с.14-15).
Назовите горную систему Атлантического океана
вдоль границы расхождения плит. . ( см. атлас с.14-15).
Укажите формы рельефа, образованные на границе
Африканской и Сомалийской литосферных плит. . (
см. атлас с.14-15).
– Какой вывод можно сделать?
– Таким образом, движение литосферных плит ведет
к изменению форм рельефа, образованию гор,
глубоководных желобов и вулканов.
Остановимся более подробно на образовании гор.
Видеоматериал (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).
– Как вы думаете, как залегают горные породы? (Горизонтально,
наклонно, смяты в складки, смещение одно части
относительно другой)
– Каковы причины такого образования? (Причины
образования – медленные движения)
– Какие именно? (Вертикальные и
горизонтальные)
– Рассматриваем рисунок 4.20 на странице 59
6. Физкультминутка «Образование гор»
7. Работа в группах
Класс делится на две группы: «Вулканологи» и «Сейсмологи».
Задания для «Вулканологов»:
1. Что такое вулканы?
2. Строение вулкана, причины образования.
3. Районы распространения. Назвать и показать на
карте вулканы.
4. Последствия вулканизма.
5. Как предсказать?
Запись основных понятий в тетрадь, в столбик, «кто больше и быстрее?»
Задания для «Сейсмологов»:
1. Объяснить суть понятий:
– землетрясение
– очаг землетрясения
– эпицентр
2. Причины возникновения землетрясений. Оценка
силы землетрясений.
3. Назвать и показать на карте сейсмические
районы Земли.
4. Влияние землетрясений на природу и жизнь
человека.
5. Как предсказать?
Запись основных понятий в тетрадь, в столбик, «кто больше и быстрее?»
8. Закрепление знаний
Учебник страница 61.
– Какие формы рельефа возникают при
взаимодействии литосферных плит?
– Каковы основные причины землетрясений, и
главные районы их распространения? (Движение
горных пород; сейсмически опасные)
– Как образуются вулканы, и в каких районах мира
они распространены?
9. Проверка и оценка результатов
Тестирование 5-6 минут. Страница 35 вопросы 7, 8, 9, 10.
10. Домашнее задание:
Параграф 19, страница 58-61; на контурной карте с. 6-7 обозначить и подписать вулканы, выделить сейсмический пояс.
11. Рефлексия
Ресурсы:
- Учебник с. 58-61
- Тетрадь-тренажер с. 35 №7, 8, 9, 10
- Атлас с. 12-13, 14-15, с. 20-21, с. 22-23, с. 44-45
- Электронное приложение к учебнику