Информационные технологии на уроках географии по проекту "Сферы"

Разделы: География, Информатика


Цель: сформировать представление о внутренних силах Земли, оказывающих влияние на формирование рельефа.

Задачи:

  • сформировать понятия:
  • «горст»,
  • «грабен»,
  • «сброс»,
  • «вулканизм»,
  • «вулкан»,
  • «землетрясение»,
  • «очаг землетрясения»,
  • «сейсмический пояс»;
  • сформировать представление о видах движения земной коры, о процессах землетрясения и вулканизма
  • развивать умение определять районы возникновения землетрясений, вулканов на основе сопоставления карт
  • рассмотреть правила поведения при извержении вулканов и землетрясениях
  • воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, планете Земля

Планируемые результаты (учащиеся должны знать, понимать, уметь).

  • Знать определение основных понятий темы;
  • уметь объяснять влияние внутренних процессов на формирование основных форм размера поверхности Земли;
  • называть виды движения земной коры; приводить примеры изменений в рельефе под воздействием движений в земной коре;
  • действующих и потухших вулканов;
  • описывать изменения в залегании горных пород под действием движения земной горы;
  • процесс возникновения землетрясения, извержения вулканов;
  • закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма.

Основные термины и понятия:

  • вертикальное и горизонтальное движение земной коры,
  • складки горных пород,
  • сбросы,
  • горсты,
  • грабены,
  • землетрясение,
  • очаг и эпицентр землетрясения,
  • сила землетрясения,
  • пояса землетрясений, сейсмограф,
  • вулканизм, вулкан, кратер и жерло вулкана,
  • вулканический очаг,
  • действующий и потухший вулкан

ХОД УРОКА.

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний. Мотивация

– Что вы представляете себе, когда слышите слова «вулкан», «землетрясение». А может быть сами были очевидцами? Сегодня мы узнаем что это и как себя вести…
– Что такое литосфера? (Каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии)
– Из чего состоит литосфера? (Литосфера состоит из отдельных блоков – литосферных плит)
– Покажите на карте атласа страница 20-21, назовите их.
– Какие типы земной коры выделяют? (Континентальную, океаническую)

3. Игра «Собери модель земной коры»

– В чем их различие? (Океаническая кора двухслойная, толщина от 5 км до 10 км, земная кора трехслойная, от 10 км до 75 км) Учебник, рисунок на странице 53)
– Какие формы земной поверхности вам известны?

4. Игра «Заполни схему»

– Что такое горы?
– Горы – это участки земной поверхности с сильно расчлененным рельефом, высоко приподнятые над равнинами.
– Что такое срединно-океанические хребты? (Срединно-океанические хребты – это мощные горные системы в пределах ложа океана, сформированные в зоне разломов земной коры с раздвижением литосферных плит вследствие поступления вещества мантии в поверхностные слои земной коры.)
– В чем причины образования форм земной поверхности? (Причины образования форм земной поверхности во внутренних, внешних силах Земли и влиянии деятельности человека на Землю.)

5. Объяснение нового материала

– Тема сегодняшнего урока «Внутренние силы Земли».
На уроке вы узнаете, как внутренние силы влияют на рельеф, к чему приводит движение литосферных плит, почему извергаются вулканы и какими они бывают, почему происходит землетрясение.
Подумайте, что происходит с плитами при взаимодействии с внутренними силами Земли. (Плиты сходятся и расходятся, движутся)

Движение литосферных плит

Тип движения Взаимодействие Результат
Схождение а) столкновение континентальных плит
б) столкновение плит с океанической и континентальной земной корой
в) столкновение океанических плит
а) образование складчатых гор
б) образование глубоководных желобов и гор, вулканов
в) образование подводных вулканов и вулканических островов
Расхождение Расхождение плит Образование гор из пород, излившихся на поверхность вдоль разломов

«Мои географические исследования»

Задание:

Установите причины образования крупных горных поясов.

«Помощник»:

Найдите на карте литосферные плиты» границы схождения и расхождения литосферных плит (см. атлас с. 21)
Определите по физической карте мира, какие формы рельефа соответствуют границам схождения плит. Назовите их. ( см. атлас с.14-15).
Назовите горную систему Атлантического океана вдоль границы расхождения плит. . ( см. атлас с.14-15).
Укажите формы рельефа, образованные на границе Африканской и Сомалийской литосферных плит. . ( см. атлас с.14-15).

– Какой вывод можно сделать?
– Таким образом, движение литосферных плит ведет к изменению форм рельефа, образованию гор, глубоководных желобов и вулканов.

Остановимся более подробно на образовании гор.

Видеоматериал (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).

– Как вы думаете, как залегают горные породы? (Горизонтально, наклонно, смяты в складки, смещение одно части относительно другой)
– Каковы причины такого образования? (Причины образования – медленные движения)
– Какие именно? (Вертикальные и горизонтальные)
– Рассматриваем рисунок 4.20 на странице 59

6. Физкультминутка «Образование гор»

7. Работа в группах

Класс делится на две группы: «Вулканологи» и «Сейсмологи».

Задания для «Вулканологов»:

1. Что такое вулканы?
2. Строение вулкана, причины образования.
3. Районы распространения. Назвать и показать на карте вулканы.
4. Последствия вулканизма.
5. Как предсказать?

Запись основных понятий в тетрадь, в столбик, «кто больше и быстрее?»

Задания для «Сейсмологов»:

1. Объяснить суть понятий:

– землетрясение
– очаг землетрясения
– эпицентр

2. Причины возникновения землетрясений. Оценка силы землетрясений.
3. Назвать и показать на карте сейсмические районы Земли.
4. Влияние землетрясений на природу и жизнь человека.
5. Как предсказать?

Запись основных понятий в тетрадь, в столбик, «кто больше и быстрее?»

8. Закрепление знаний

Учебник страница 61.
– Какие формы рельефа возникают при взаимодействии литосферных плит?
– Каковы основные причины землетрясений, и главные районы их распространения? (Движение горных пород; сейсмически опасные)
– Как образуются вулканы, и в каких районах мира они распространены?

9. Проверка и оценка результатов

Тестирование 5-6 минут. Страница 35 вопросы 7, 8, 9, 10.

10. Домашнее задание:

Параграф 19, страница 58-61; на контурной карте с. 6-7 обозначить и подписать вулканы, выделить сейсмический пояс.

11. Рефлексия

Ресурсы:

  1. Учебник с. 58-61
  2. Тетрадь-тренажер с. 35 №7, 8, 9, 10
  3. Атлас с. 12-13, 14-15, с. 20-21, с. 22-23, с. 44-45
  4. Электронное приложение к учебнику

Приложение 1