ЦЕЛЬ:
- Обобщить знания учащихся о методах селекции растений, животных, микроорганизмов.
- Выявить значение этих знаний для решения современных проблем человечества.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
- углубить, обобщить, расширить, закрепить знания о задачах селекции, ее взаимосвязях с генетикой,
- сформировать понятия об основных методах селекции растений и об особенностях методов селекции животных и микроорганизмов, знания о методах и приемах биотехнологии, перспективах и успехах этого научно- промышленного направления,
- закрепить знания селекционных формулировок и терминов.
РАЗВИВАЮЩАЯ: формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: патриотическое воспитание на примере отечественных селекционеров.
ТИП УРОКА: обобщающий.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: урочно - внеурочный проект, конференция
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: учащимся даны темы, по которым они готовят материал для обсуждения на уроке.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (приветствие, подготовка к работе)
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ (фронтальная беседа):
1. Что такое селекция?
2. Почему в последнее время стало возможным ускорение темпов селекционных исследований и работ?
3. Почему искусственный отбор можно считать основой селекционных работ?
4. Какие виды отбора используют и какова селекционная ценность каждого из них?
5. К каким последствиям может привести многократное использование близкородственного разведения? Каким образом можно нивелировать такие последствия?
6. Какие приемы селекции следует использовать для получения эффекта гетерозиса у потомков?
7. Какова основа клеточной инженерии?
8. Почему некоторые ученые опасаются отрицательных последствий широкого использования результатов генной инженерии?
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ (работа в группах, составление плана для ответа на вопрос домашнего задания, компоновка подготовленного материала)
Вступительное слово учителя (проблематизация): Ученые предполагают, что если бы человечество развивалось по законам природы, и на него действовал естественный отбор, то численность людей на Земле не превышала бы 100 000 человек.
Нас же несколько млрд. Как вы думаете можно ли с помощью селекции удовлетворить потребности человечества в пище, одежде и т.д. Каковы современные методы селекции и где их применяют?
ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП:
1.Современные достижения в селекции растений
2. Современные достижения в селекции животных
3. Современные достижения в селекции микроорганизмов. Использование достижений для создания лекарственных препаратов.
4. Биотехнология, генная инженерия, промышленное использование ГМО.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (составление синквейна)
Так, что же такое селекция? Чтобы лучше разобраться и запомнить определение этого понятия, давайте составим синквейн.
Правила составления синквейнов.
Первая строка: термин, фамилия, понятие
Вторая строка: определение (два прилагательных или причастия)
Три глагола, определяющие действие
Фраза, раскрывающая смысл синквейна
Одно слово - вывод (эмоции).
6. Подведение итога урока. Ответ на вопрос проблемы.
Оценки учащимся.