Урочно-внеурочный проект по теме "Селекция"

Разделы: Биология


ЦЕЛЬ:

  • Обобщить знания учащихся о методах селекции растений, животных, микроорганизмов.
  • Выявить значение этих знаний для решения современных проблем человечества.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  • углубить, обобщить, расширить, закрепить знания о задачах селекции, ее взаимосвязях с генетикой,
  • сформировать понятия об основных методах селекции растений и об особенностях методов селекции животных и микроорганизмов, знания о методах и приемах биотехнологии, перспективах и успехах этого научно- промышленного направления,
  • закрепить знания селекционных формулировок и терминов.

РАЗВИВАЮЩАЯ: формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: патриотическое воспитание на примере отечественных селекционеров.

ТИП УРОКА: обобщающий.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: урочно - внеурочный проект, конференция

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: учащимся даны темы, по которым они готовят материал для обсуждения на уроке.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (приветствие, подготовка к работе)

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ (фронтальная беседа):

1. Что такое селекция?

2. Почему в последнее время стало возможным ускорение темпов селекционных исследований и работ?

3. Почему искусственный отбор можно считать основой селекционных работ?

4. Какие виды отбора используют и какова селекционная ценность каждого из них?

5. К каким последствиям может привести многократное использование близкородственного разведения? Каким образом можно нивелировать такие последствия?

6. Какие приемы селекции следует использовать для получения эффекта гетерозиса у потомков?

7. Какова основа клеточной инженерии?

8. Почему некоторые ученые опасаются отрицательных последствий широкого использования результатов генной инженерии?

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ (работа в группах, составление плана для ответа на вопрос домашнего задания, компоновка подготовленного материала)

Вступительное слово учителя (проблематизация): Ученые предполагают, что если бы человечество развивалось по законам природы, и на него действовал естественный отбор, то численность людей на Земле не превышала бы 100 000 человек.

Нас же несколько млрд. Как вы думаете можно ли с помощью селекции удовлетворить потребности человечества в пище, одежде и т.д. Каковы современные методы селекции и где их применяют?

ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП

ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП:

1.Современные достижения в селекции растений

2. Современные достижения в селекции животных

3. Современные достижения в селекции микроорганизмов. Использование достижений для создания лекарственных препаратов.

4. Биотехнология, генная инженерия, промышленное использование ГМО.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (составление синквейна)

Так, что же такое селекция? Чтобы лучше разобраться и запомнить определение этого понятия, давайте составим синквейн.

Правила составления синквейнов.

Первая строка: термин, фамилия, понятие

Вторая строка: определение (два прилагательных или причастия)

Три глагола, определяющие действие

Фраза, раскрывающая смысл синквейна

Одно слово - вывод (эмоции).

6. Подведение итога урока. Ответ на вопрос проблемы.

Оценки учащимся.