Цель:
- учить через практическую работу находить доли по числу (числа по доле);
- отработать умения и навыки решать задачи по данной теме; отработать навыки устных вычислений.
Развитие внимания, внимания, логического мышления.
Воспитание аккуратности, любви к предмету математика.
Ход урока
I. Организационный момент.Целевая установка.
Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме: «Доли». Наша задача: совершенствовать знания по нахождению доли от числа и числа по доле.
II. Повторение изученного.Устные упражнения:
- Задания на карточках.
1) Заполнить таблицу.
- Как называются компоненты при делении чисел?Как найти неизвестное делимое? (делитель)
a |
54 |
70 |
56 |
36 |
||
b |
9 |
7 |
8 |
4 |
||
a : b |
13 |
14 |
7 |
9 |
На слайде:
2) Найти значение выражений.
Заполнить таблицу.
16 х 6 – 49 = |
38 – 77 : 11= |
72 : 6 + 25 = |
54 : 2 + 17 : 17 = |
42: 14 + 31 = |
20 + 22 х 3 = |
На слайде:
|
Если результат выражения вычислен, верно, то расставит, числа друг за другом получится картинка.
Проверка. Дополнительные вопросы:
- Объяснить как 72:6. (12)
- Найдите ⅓ долю от числа 15. (5)
- Как вы узнали? (15:3)
- Ребята! Так что же такое доля от числа?
- Прочитайте доли.
-Запишите эти доли в порядке возрастания.
- Сейчас мы выполним задание, если оно будет правильно сделано, то мы отгадаем загадку:
«Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной».
- Кто отгадал, что это такое? (сосулька)
На слайде:
Давайте проверим. (ученик читает )
- Верно, ли выполнено задание?
4) На слайде:
- Покажите и запишите дроби.
- Что обозначает число, записанное под чертой? (круг разделили на 6 равных частей и взяли 1 часть).
- Сравните дроби.
- Сколько раз надо взять долей, чтобы получить целое число?
III. Практическая работа.На столе у вас полоски разного цвета
а) - Возьмите зелёную полоску, разделите её перегибанием на 4 равные части, измерь длину получившейся полоски. (3 см)
- Не разворачивая, узнай длину всей зелёной полоски. (12 см)
- Как узнали? (Разделили полоску на 4 равные части, узнали что = 3 см. 3 х 4 =12 см).
- Разверните и проверьте, так ли это?
! – Если известна доля от числа, каким действием узнаём всё число? (действием умножения).
б) – Найдите полоску, длина которой равна 15 см. Закрась часть.
- Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (Для этого нужно взять полоску синего цвета и приложить к полоскам).
- Как найти часть от числа 15. (15:6=5 см. Разделили полоску по 5 см и закрасили одну из этих частей).
! – Каким действием узнали по целой части 15 см её часть (действием деления).
в) Измерь коричневую полоску (8 см).
Сложи её на 4 равные части. Разверни.
- Как записать одну такую часть?
- Сколько раз содержится в половине полоски (2 раза)
- А сколько раз содержится в целой полоске? (4 раза)
IV. Обобщение.- Как же найти долю по числу?
(Чтобы найти долю числа, надо это число разделить на количество взятых долей).
- Число по доле?
(Чтобы найти число по доле, надо долю умножить на количество взятых долей).
V. Физкультминутка.VI. Решение задачи под руководством учителя.Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,
Левой-раз, правой-раз, посмотрите все на нас!
Все захлопали в ладошки - дружно, веселей!
Застучали наши ножки - громче и быстрей!
По коленочкам ударим - тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!
Раз- сюда, два- туда, повернись вокруг себя.
Ра з- присели, два- привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели- встали, сели- встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу прижали и подскоки делать стали,
А потом пустились вскач, будто мой упругий мяч,
Снова выстроились в ряд, снова вышли на парад.
Раз-два. Раз-два, заниматься нам пора!
Чтение задачи учителем.
- Куриное яйцо весит 60 граммов. На скорлупу приходиться этого веса, на белок этого веса, остальное желток. Сколько весит желток?
- Составим краткую запись по условию и вопросу задачи.
- Определите план решения данной задачи. (Один ученик или несколько комментирует план).
- В первом действии узнаём, сколько весит скорлупа. Она составляет веса всего яйца – найдём действием деления.
-Во втором действии узнаём, сколько весит белок. Он составляет часть всего веса яйца – найдём действием деления.
- В третьем действии найдем вес скорлупы и белка действием сложения.
- В четвёртом действии ответим на главный вопрос задачи – действием вычитания.
- Самостоятельно в тетрадях запишите решение задачи.
(Взаимопроверка решения задачи).
Самостоятельная работа
а) Решение задач по вариантам.
б) Устное решение задач. Ответы учащимися фиксируются на карточках знаком «+».
№ задачи 20 45 5 80 1
2
3
4
5 6 |
№ задачи 20 45 5 80 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + |
- Часть отрезка составляет 5 см. Чему равна длина всего отрезка? (45)
- Сколько километров проходит за часа пароход, если в час он проходит 80 км? (20)
- Найти произведение чисел 16 и 5. (80)
- Длина куска материи 90 метров. Продали часть этого куска. Сколько метров продали? (45)
- Найти от 60. (20)
- В дыне 10 кг. Сколько килограммов в дыни? (5)
Итог урока
- Знания, по какой теме мы сегодня повторили и обобщили?
- Так как же найти долю по числу?
(Чтобы найти долю числа, надо это число разделить на количество взятых долей).
- Как найти число по доле?
(Чтобы найти число по доле, надо долю умножить на количество взятых долей).
- Мы закончили работу по мете «Доли», но в течение следующих уроков мы будем, к ней возвращаться при повторении материала.
Домашнее задание.