Цель:
- Познакомить детей с новой буквой и звуками. Уточнить акустические признаки звуков. Учить определять место звука в слове.
- Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, воображение, мелкую моторику.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия
Оргмомент
- Я получила звуковое письмо с просьбой о помощи. (Предлагаю послушать запись.)
- Вы догадались, какую букву похитила злая Ведьма?
Сообщение темы занятия
- Какого звука не хватает в слове "_едьма"?
- В словах "бук_а", "но_ая", "_аша"не хватает звука:
- Сегодня мы отправляемся на поиски буквы В, обозначающей звуки В, Вь.
- В каком замке будет жить звук В? А звук Вь?
- Поет или спит ваш голосок? (Дети обозначают звуки цветовыми символами)
- Приготовьте пальчики, пойдем искать букву В. Посмотрите, кто нам встретился?
- Он говорит, что рад встрече с вами. Повторите вместе с ним дразнилки и вопилки:
ВА - ВО - ВЫ - КИ; ВУ - ВА - ВО - ФА. Какие слоги здесь лишние?
- Вини-Пух предлагает продолжить путешествие на ковре- самолете, но туда можно тем, кто придумает слова со звуком В или Вь. (Дети предлагают слова)
- Молодцы! Закройте глаза и представьте, что мы летим на ковре-самолете. Высоко-высоко! Выше птиц, самолетов и ракет! Приземляемся и открываем глаза. Кого мы здесь увидели? (Ворона)
- Вредный Ворон укажет нам путь, но мы должны выполнить его задания. Вы готовы? Хорошо. Внимание!
- Назовите первый звук в слове "ворон"
- Сколько слогов в словах "ворон", "ворона"
- Назовите птиц, в названиях которых есть звуки В, Вь
- Хорошо вы научились слышать звуки и птиц назвали правильно. А сейчас скажите о них ласково. Ласковые слова о птицах мне понравились. А теперь давайте поиграем!
Физкультминутка.
Ва-ва-ва, на суку сидит сова.
Вей-вей-вей, поет песни соловей.
Бей-бей-бей, клюет зерна воробей.
Посмотрите, кто нас встречает! Василиса Прекрасная! Она приготовила для вас угощения. Я буду давать вам "рассыпанные" звуки В, А, Ф, Л, И. Угощаемся :(вафлями).
- В названии другого угощения есть звуки Х, А, Л, В, А. Что это? Молодцы!
- Угостила я вас с дороги, а сейчас давайте поиграем в мою любимую игру. Я буду называть звуки - твердые и мягкие, а вы будете находить квадраты нужного цвета - синий или зеленый.
- Молодцы! Интересно с вами было мне играть, но пора вам дальше идти. До свидания!
- Шли мы, шли и встретили Ивана - царевича!
- Что, царевич, ты не весел, что ты голову повесил? Иван - царевич отвечает, что забыл, в какой день недели явиться к царю должен.
- Назовите дни недели. В названии каких дней недели есть звуки В, Вь?
- Иван - царевич говорит, что ведьма в горах от нас спряталась. Приготовьте пальчики и пошли дальше.
- А вот и горы. Какое заклинание нужно сказать , чтобы горы расступились? (Дети предлагают свои варианты).
- Разошлись горы! А вот и Ведьма! Она спрашивает, зачем пожаловали? Хочет нас съесть. - Но мы - дружные ребята! Смотри! (Пальчиковая гимнастика "Дружат в нашей группе..")
- Отдай нам букву В. Мы ее друзья!
- Ведьма говорит, что ей одной скучно и одиноко, поэтому она и взяла букву В.
- Поиграйте с ней и букву получите. Где находится звук В в словах "виноград", "ковер", "вата"?
- Вот и букву вы спасли, она вас благодарит. На что она похожа?
- Вот буква В
Видна вдали -
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
- Давайте напишем в воздухе букву В.
- Вот и заканчивается наше путешествие. Что вам особенно понравилось и запомнилось? Какие задания показались интересными? Какое задание было самым трудным?
- Спасибо, ребята, вы меня порадовали своими ответами, жаль, что занятие уже закончилось.