Цели:
- привлечь внимание к книге, обобщить знания учащихся о прочитанных сказках;
- воспитание у каждого учащегося активного отношения к окружающей действительности;
- развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, стремления к самовыражению;
- формирование коллектива.
Оборудование:
- плакаты "Азбука - ступенька к мудрости", "Кто много читает, тот много знает", "Книгу читаешь, как на крыльях летаешь";
- ободки с буквами;
- шляпы для букв (магистров);
- персональный компьютер, проектор, интерактивная доска.
Музыкальное сопровождение:
- песня "С чего начинается Родина?";
- "Прощание с букварем";
- музыка к танцу "Утята";
- песенка про лень;
- песня "Азбука";
- песня "Чему учат в школе";
- музыка к частушкам.
ХОД УТРЕННИКА
Играет песня "Маленькая страна"
Чтец 1:
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
О своих успехах.
Чтец 2:
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид -
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Чтец 3:
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке -
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Чтец 4:
"Тыщу" слов в минуту нынче,
Как машина я строчу.
Я любую теперь книжку
Одним махом "проглочу"!
Чтец 5:
За окном сверкает март,
Снег в воздухе кружится,
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
Чтец 6:
Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны книги
К ней мы все привыкли.
Чтец 7:
Спасибо, Родина, тебе
За все заботы обо мне:
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс.
Песня "С чего начинается Родина?" 1 куплет
Чтец 8:
За окном снежинки пляшут,
Сказки чудные даря,
Славный праздник в 1 классе,
Праздник Букваря!
Учитель: Да, сегодня у нас праздник. Мы прощаемся с первой учебной книгой - Азбукой. И радостно, и грустно. Радостно от того, что мы не стоим, не топчемся на месте, а двигаемся довольно успешно вперед по дороге знаний. Грустно потому, что к Азбуке мы привыкли и подружились с ней, а с добрыми, хорошими друзьями всегда тяжело расставаться.
Как и на любом празднике мы будем сегодня веселиться: петь, танцевать, играть. Но сначала совершим непродолжительное путешествие в историю.
Это сейчас дети учатся читать по азбуке, а раньше, много-много лет назад не было ни азбуки, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата Кирилл и Мефодий (слайд) создали первую славянскую азбуку - кириллицу (по имени старшего брата). Создали - придумали знаки для обозначения звуков. Они говорили: "Всем людям светит солнце, для всех идет дождь, всех кормит земля. Все люди равны перед Господом, всем нужна грамота" (слайд).
Шли столетия. И только в 1574 году (т.е. 434 года назад) Иван Федоров написал и напечатал на станке первый русский букварь в г. Львове (слайд). В Москве первопечатнику Ивану Федорову поставлен памятник.
За прошедшие 434 года азбука Федорова изменилась и отличается от современных азбук и букварей, но все они по-прежнему строятся так же: от простого к сложному; от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.
И еще - азбука и букварь - это одно и то же (слайд). Разные слова обозначают один предмет - это книга для обучения грамоте. Азбуку называют старшей сестрой букваря, т.к. само по себе это слово в русской речи появилось раньше - со времен Кирилла и Мефодия. А слово Букварь появилось позже. Но оба эти слова сложены из первых букв старославянской азбуки (слайд).
Чтец 1:
Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй праздник!
Школьный праздник!
Славный праздник Букваря!
Песня "Прощание с букварем"
Чтец 2:
Наш букварь -
Начало всех наук.
Ведь слова рождаются из букв.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать.
Чтец 3:
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
Чтец 4:
Мы прочли букварь до корки.
Нам по чтению пятерки!
Чтец 5:
В том, что мы букварь прочли -
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Учитель: В самом деле?
Все: Нет вопросов!
Следующие слова учеников сопровождаются показом слайдов с портретами названных писателей
- Михалков, Маршак и Носов
- Заходер, Барто, Чуковский
- Хармс, Бианки и Житков
- Паустовский, Маяковский
- Горький, Пришвин и Толстой
- Пушкин, Лермонтов:
- Постой!
- Перечислить всех нельзя!
Все: Все теперь наши друзья!
Учитель: Слово предоставляем хранительнице того великого наследия, что нам оставили Пушкин, Толстой, Пришвин, Маршак и многие другие мастера слова - библиотекарю.
Выступление библиотекаря (оформление - выставка книг)
Учитель:
Не надо ничего выбирать,
Науки все нужны и важны,
Чтобы хорошим человеком стать,
Надо все учить, все науки знать:
Музыку, Литературу,
Математику и Физкультуру,
Природоведение и Культуру.
Все надо учить - не лениться,
Это в жизни пригодится.
А чтобы не скучать,
Всех приглашаю танцевать!
Танец "Утята"
Чтец 1:
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
И повсюду славятся.
Учитель: А вот мы сейчас и проверим, как вы знаете этих писаных красавиц.
Следующие загадки после ответов детей сопровождаются показом слайдов
Чтец 2:
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук
Издает жужжащий звук.
Чтец 3:
"Дрожу от страха до сих пор!" -
Воскликнуло полено.
Похожа буква на топор,
Расколет непременно.
Чтец 4:
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Чтец 5:
Чашки, чайник, сладкий чай.
Что за буква?
Отвечай!
Чтец 6:
Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и "машина".
И собой я хороша!
Вы узнали букву?..
Чтец 7:
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буквы Ы
Все мы знать ее должны.
Чтец 8:
Буква Р перевернулась.
Какой буквой обернулась?
Чтец 9:
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой! Смотрите, что случилось:
Получилась буква :
Чтец 10:
Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква ...
Чтец 11:
Эта буква так кругла -
Укатиться бы могла.
Чтец 12:
Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу?
Чтец 13:
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.
Чтец 14:
Ты с этой буквою знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
Учитель: Молодцы! Достаточно! Мы видим, что буквы вы хорошо знаете. А вот следующее задание будет потруднее. Поэтому давайте отдохнем немного, чтобы успешно с ним справиться.
Физминутка
Учитель: Что ж, продолжим путешествие по Азбуке.
Следующие стихи сопровождаются показом слайдов
Чтец 1:
Неизвестно, что случилось.
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Учитель:
И едва туда вошла
Буква озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Чтец 2:
На виду детворы
КрыСу красят маляры. (крыса - крыша)
Учитель:
Закричал охотник "Ой!
Двери гонятся за мной!" (двери - звери)
Чтец 3:
На пожелтевшую траву
Роняет леВ свою листву. (лев - лес)
Учитель:
Говорят, один рыбак
В Печке выловил башмак. (печка - речка)
Но затем ему потом
На крючок попался Дом. (дом - сом)
Чтец 4:
Старый дедушка Пахом
На коСе скакал верхом. (коса - коза)
Учитель:
Жучка буДку не доела, (будка - булка)
Неохота, надоело.
Учитель: Молодцы, ребята! За ваши отличные знания - музыкальный подарок.
Частушки:
Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?Форма новая надета,
Белая рубашечка.
Полюбуйтесь на меня,
Какой я первоклашечка!Буквы в Машиной тетради
Не стоят, как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Маше хвостиками машут.Мы немножко пошумели,
В окнах стекла зазвенели.
Мы сказали: Тишина!
В школе треснула стена.
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Учитель: К нам гостья пожаловала.
Входит Лентяйкина, обыгрывает свою роль
Составляются живые слова: МИР, ТРУД, ЛЕНЬ
Вывод учителя: все буквы важны, все буквы нужны. А вот хорошо ли быть лентяем, давайте спросим ребят.
Песенка про лень
Входят "Букварь" и "Книга для чтения", "Пропись" и "Русский язык"
Букварь:
Учились все по мне и в старь,
Я книга школьная - Букварь,
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря
Не обойтись без Букваря.
Ребята, мы с Прописью привели к вам новые учебники, по которым вы будете работать дальше. Знакомьтесь: Русский язык и Родная речь.
Родная речь: Мы знаем, ребята, что вы все аккуратные. И все же мы хотим вам напомнить правила пользования учебниками:
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Русский язык:
Мой переплет не выгибай,
И корешок не поломай!
Меня скорее оберни.
Где вязал меня - туда верни.
Запомни! Я - твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
Учитель: Спасибо вам, ученые книги, за совет. Будьте гостями, присаживайтесь, да посмотрите, какие нынче первоклассники всезнайки.
Чтец 1:
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами.
Подружились сказки с нами.
Учитель: А мы сейчас проверим, насколько правдивы твои слова. Хорошо и вы знаете сказки?
Правильные ответы детей сопровождаются показом слайдов
- Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор: (Айболит)- Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин мальчик Робин
И приятель - Пятачок.
Для него прогулка - праздник,
И на мед особый нюх,
Это плюшевый проказник
Медвежонок: (Вини-Пух)- Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот.
Впрочем, довольно!
Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка?
Чья это сказка? (Дюймовочка)
- Прилетел сюда проказник,
Выдумщик и фантазер,
Он и нянька, он и мастер,
И художник, и актер.
Любит он торты и плюшки,
Горы сладостей, конфет.
А ребятам, приземлившись,
Шлет большой-большой привет! (Карлсон)- Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек есть она.
А в ней герой - мальчонка овощной.
Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино)- Он дружок зверям и детям.
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется: (Чебурашка)
Учитель: Ай да Азбука! Это ведь благодаря тебе первоклассники все знают! Спасибо тебе Азбука. Принимай подарок.
Песня "Азбука"
Конкурс загадок:
Чтец 1:
Стоит веселый, светлый дом,
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Чтец 2:
Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (книга)
Чтец 3:
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я?.. (тетрадь)
Чтец 4:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (карандаш)
Чтец 5:
Черные, кривые,
От рождения немые.
Сядут в ряд - заговорят. (буквы)
Чтец 6:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (книга)
Чтец 1:
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут,
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.
Чтец 2:
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке "спасибо",
Расставаться нам пора!
Чтец 3:
Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Нужных знаний нам дала немало!
И теперь мы лучшие друзья!
Чтец 4:
Мы хотим тебе сказать "спасибо",
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы до свидания!
"Здравствуй!" - новой книге говорим.
Чтец 5:
Смех и слезы, радость и печаль
Довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль:
Книги нам легко теперь читать!
Чтец 6:
Подошел момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим вам "До свидания!
До счастливых, новых встреч!