Цели урока:
- Формирование представления о логическом ударении и его значении для точности передачи смысла предложения.
- Введение в активный словарь уч-ся термина «логическое ударение»
- Развивать умение выбирать в предложении слова, на которые можно поставить логическое ударение.
- Воспитывать доброе отношение к братьям нашим меньшим.
Оборудование: карточки с гласными (и, о, а, е), картинки с изображением зимующих птиц.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Дети вам тепло?
– В классе светло?
– Прозвенел звонок?
– Уже закончился урок?
– Только начался урок?
– Хотите учиться?
– Значит можно всем садиться!
– Сегодня день открытых дверей. В гостях у нас родители, учителя. Откройте тетради, нужно прописать показ, записать число и классная работа.
2. Постановка темы урока
– Сегодня мы продолжим работать над предложением. Будем учиться ставить логическое ударение. Вспомним изученные орфограммы.
3. Письмо по памяти. Введение в тему
– Прочитайте. (На доске запись, картинки с изображением зимующих птиц)
ТРУДНО ПТИЦАМ З. МОВАТЬ.
НАДО ПТИЦАМ П. М. ГАТЬ.
– Кто готов прочитать?
– Почему трудно птицам зимовать?
– Как мы можем им помочь?
– Сколько здесь предложений?
– Как на письме оформлено предложение?
– Поднимите карточку с той буквой, которую
следует вставить, в слове зимовать?
– Кто сможет доказать? (Проверочное слово зимний,
зимы)
– В слове помогать ?
– Как докажите? (Проверочные слова – помощь,
поможет)
– На какую орфограмму данные слова?
– Фотографируем, запоминаем. Пишем по памяти.
(Учитель закрывает часть доски, на которой дано
задание. Для самопроверка открывает и
учащиеся проверяют.)
– Скажите, какое по цели высказывания 1
предложение? (Повествовательное)
– Какое по цели высказывания 2 предложение? (Побудительное)
– Как вы думаете, на какое слово в 1 предложении
нужно обратить внимание?
– Подчеркните это слово. Теперь прочитаем
предложение, выделяя голосом это слово.
(Аналогичную работу выполняем со 2
предложением)
4. Словарная работа
На доске:
. г . род
к. пуста
м. лина
сев. р
м. роз
н. ябрь
– Поднимаем карточку с той буквой, которую
вставляете.
– На какую орфограмму подчеркнутые слова? (Парные
согласные)
– Назовите проверочное слово? (Огороды,
морозы)
– Составьте с любым словом вопросительное
предложение?
5. Увлекательная страничка
– А известно ли вам, что греки в конце вопросительного предложения ставят не «?», а « .» Слово «точка» произошло от древнерусского «ткнуть». Испанцы и португальцы в вопросительных и восклицательных предложениях ставят знаки не только в конце, но и в начале предложения.
6. Коллективная работа
Работа по учебнику. Упражнение № 48, 50 (стр. 74-75). Задание выполняется устно. Затем ученики читают вывод о том, что такое логическое ударение.
7. Физминутка
8. Самостоятельная работа
– В учебнике найдите упражнение № 52.
Прочитайте задание.
– Данное упражнение выполняете самостоятельно.
(Во время выполнения работы учитель
проверяет, как дети выполняют задание.)
– Назовите слово, на которое вы бы хотели сделать
логическое ударение?
9. Работа в парах.
– Следующее задание на карточках (по уровням). Работа в парах.
– задание
для сильного ученика.
– задание для среднего ученика.
– задание рассчитано на слабого ученика. (см. Приложение 1)
Проверка. Каждая пара читает выполненное задание, остальные проверяют.
– О ком говорится в ваших заданиях?
– Какие поступки не должен совершать человек?
10. Итог урока
– Наш урок подошёл к концу.
– Чему учились на уроке?
– Что значит поставить в предложении логическое
(смысловое) ударение? (Выделить слово, на
которое хотят обратить внимание)
– Прочтите предложение с логическим ударением
на то слово, на какое вам бы хотелось обратить
внимание?
МЫ СЕГОДНЯ МОЛОДЦЫ!