Урок химии в 8-м классе "Соли, их классификация и свойства"

Разделы: Химия


Цели и задачи:

Образовательные:

  • Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;
  • Привести в систему знания учащихся о классификации солей;

  • Познакомить со свойствами и применением солей.

Развивающие:

  • Развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;

  • Правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций;

  • Развивать умения наблюдать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Формирование всесторонне развитой личности;

  • Воспитывать любовь к родному краю;

  • Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли”, выполнение лабораторной работы в парах с реактивами, работа с цифровыми лабораториями.

Оборудование: Цифровые лаборатории «Архимед», компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал – карточки; образцы солей и минеральной воды; транспаранты для магнитной доски; этикетки от минеральной воды; пробирки, колбы, растворы NaCI, AgNO3, Na2CO3, CuSO4, Fe (гвозди), NaOH, H2SO4, BaCl2, Cu, FeSO4.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1 этап. Оргмомент. Проверка домашнего задания:

  • у доски работают учащиеся с домашними упражнениями
  1. упражнение №1 с.221
  2. Химические свойства оксида калия
  3. Химические свойства оксида серы (VI).
  • с места: повторить номенклатуру кислотных остатков. Повторить правила: – закончить фразу…

реакция нейтрализации – это …

кислоты – это …

оксиды – это …

классификация оксидов …

2 этап. Работа по теме урока

На демонстрационном столе образцы:

  1. мел (карбонат кальция)
  2. сода техническая (карбонат натрия)
  3. медный купорос (сульфат меди)
  4. поваренная соль (хлорид натрия

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О солях)

Заполните, пожалуйста, 2 первые колонки в карточках

Что знаю по теме урока?

Что хотел бы узнать?

Что узнал на уроке?

 

 

 

Соли – самый многочисленный класс веществ.

Задание: составить формулу, описать свойства солей.

  1. СаСО3 – твердое вещество, белого цвета, нерастворимо в воде.
  2. Na2CO3 – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.
  3. CuSO4 – твердое вещество, синего цвета, хорошо растворимо.
  4. NaCl – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.

Вывод: соли - твердые вещества, отличаются цветом, растворимостью в воде.

2 Классификация солей – учащиеся в парах работают с карточками

Na 2 CO3

Al OH Cl2

Cu SO4

Na H CO3

Cu OH Cl

Na HSO4

Выбрать знакомое, понятное и сгруппировать новые формулы. В итоге получается три группы формул.

а) соли средние (нормальные): Na2CO3, CuSO4 на доске (магнитной) начинаем формировать схему. Записываем уравнение образования средней соли:

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O реакция обмена, нейтрализации.

Na2SO4 2Na+ + SO42- (1 cтупень)

б) соли кислые: NaHСO3, NaHSO4 - результат неполного замещения атомов водорода в кислоте на атом металла.

NaOH + H2SO4 = NaHSO4 + H2O

NaHSO4     Na+ + HSO4- (1 степень)

HSO4  H+ + SO42- (2 степень) – эта степень с меньшей степенью диссоциации.

в) соли основные:

Ca(OH)2 + HCl = CaOHCI + H2O

CaOHCl  CaOH+ + Cl- (1 ступень)

CaOH+   Ca2+ + OH- (2 ступень) очень незначительна.

3этап. Закрепление: провести исследование состава минеральных вод Калининградской области, используя этикетки производителей. Работа выполняется на местах, парами – учащиеся получают карточку с заданиями и этикетку от конкретной воды.

В это же время ученики работают у доски с магнитами и карточками по этикеткам от минеральных вод

Задание 1. Используя этикетку от минеральной воды, исследуйте ее солевой состав:

  1. сделайте заголовок – название воды;
  2. найдите химический состав, в тетради запишите отдельно катионы (ионы +) и анионы (ионы - )
  3. составьте из ионов формулы солей (+) например: 2Na+ + SO42- Na2SO4
  4. подчеркните формулы кислых солей, назовите их.
  5. подсчитайте общее число получившихся формул солей

Обсудить полученные результаты.

  1. Где расположен источник?
  2. С какой глубины происходит подъем воды?
  3. К какому типу минеральных вод она относится?
  4. Какая еще информация есть на этикетке?
  5. Личное отношение к минеральным водам.

Выслушиваем несколько ответов.

3 группы работают в это время с «Архимедом», определяя рН и вывести результаты исследования на экран в презентацию.

Выслушиваем отчет групп и рекомендации по потреблению минеральной воды.

4 этап Химические свойства солей (практическая работа по группам)

Проведение реакций по группам с реактивами, стоящими на столах.

2 свойства солей мы с вами уже изучили.

  • Какие? С чем реагируют кислоты? (Ответы ребят и проведение опытов с кислотами и основаниями).
  • Что получилось? Комментарии.
  • А как вы думаете, с чем еще могут реагировать соли? (Друг с другом)
  • Любые соли или есть условие протекания реакции? (Осадок)
  • Проведите реакцию между нитратом серебра и хлоридом натрия.
  • А как вы думаете, с чем еще могут реагировать соли? ( С металлами)
  • Со всеми? (только, стоящими в ряду напряжений до водорода) проделываем опыт с гвоздем.

5 этап Подведение итогов

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что было интересно?
  • Выставление оценок

Домашнее задание: §41, упражнение № 1,5 стр. 225

Задача (если останется время, то на уроке; если нет, то домой)

Мы каждый день употребляем в пищу соль - хлорид натрия.

- Где она еще применяется?

Она применяется для обработки кожевенного и мехового сырья.

Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12-15г соли. Сколько соли съели вы за свою жизнь!

Сделаем следующий расчет потребления соли, взяв за основу

15г - в сутки.

За месяц 15г х 30 = 450г

За год 450г х 12 = 5400г

Теперь рассчитайте, сколько вы съели соли за свою жизнь. Для этого количество соли, которое вы употребили за год, умножьте на свой возраст.

- Сколько получилось?

Раздаточный материал к уроку

Na 2 CO3

Al OH Cl2

Cu SO4

Na H CO3

Cu OH Cl

Na HSO4

Задание 1. Используя этикетку от минеральной воды исследуйте ее солевой состав:

  • сделайте заголовок – название воды;
  • найдите химический состав, в тетради запишите отдельно катионы (ионы +) и анионы (ионы - );
  • составьте из ионов формулы солей (+), например: 2Na+ + SO42- Na2SO4 ;
  • подчеркните формулы кислых солей, назовите их;
  • подсчитайте общее число получившихся формул солей;

Обсудить полученные результаты.

Методическое руководство по выполнению практической работы «Химические свойства солей»