Цель урока:
- Познакомить и добиться усвоения понятия пищевой сети и невидимой пирамиды в дубовом лесу .
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Работать над расширением кругозора, учить наблюдательности.
Оборудование:
- картины;
- схемы пищевой сети в дубовом лесу;
- экологические знаки;
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация«Дуб».
Ход урока
I. Организация класса.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа по вопросам:
а) На какие группы делятся животные в зависимости от питания?
б) Что такое цепь питания?
в) Назовите цепи питания?
г) Почему цепи питания начинаются с растений?
д) Какое второе звено в цепи питания? (растительноядные)
е) Третье звено цепи питания ? (насекомоядные или хищники)
ё) Как хищники приспосабливаются к добыванию пищи?
ж) Как приспособились животные защите?
з) К какой группе относится божья коровка? (насекомое-хищник)
и) Составьте цепь питания божьей коровки. (растение-тля-божья коровка)
Сообщения учащихся о божьей коровке.
III. Объяснение нового материала.
Игра «Угадайка»
1. Как в народе называют божью коровку?
Д- солнышко (правильно)
Т- тучка
Р - кнопочка
2. Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?
Ю -количество лет.
У - к какому виду относится (правильно)
3. Как ведут себя пауки , если в их сети попадает божья коровка?
К - быстро начинает есть.
Б - обрывают нити и освобождают жуков. (правильно)
Какое слово получилось?
Что обозначает это слово?
Итак сегодня у нас в гостях ДУБ.
Показ презентации (приложение).
Сегодня мы узнаем, с кем дружит дуб, изучим экологические связи в дубовом лесу.
Физминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревце.
Ветерок всё тише-тише,
Деревце всё выше-выше.
Дети говорят правила поведения в лесу. (экологические знаки)
2. Пищевая цепь дуба.
- Хорошо ребята. Знаете как вести себя в лесу. В лесу должна быть тишина. Идём в дубраву.
Д |
|
|
кабан – волк - |
Обращаемся к слайду № 11.
Эти животные и птицы напрямую связаны с дубом. Они питаются листьями, желудями. На этих животных охотятся хищники /волк, лиса и т. д. /значит они тоже связаны с дубом, но не на прямую, а косвенно.
Отдельные цепи питания переплетаются. Образуется пищевая цепь. Она есть в дубовом лесу. Сколько здесь цепей питания? Все обитатели друг с другом связаны, кто на прямую, кто косвенно. Экологи говорят, что лес – это ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.
IV. Закрепление нового материала.
Загадки
- В золотой клубочек
Спрятался дубочек (желудь). - Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке
Потому что дотемна
В норке прячется она (мышь). - У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком,
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем (сова).
Картинки (Желудь, мышь, сова) цепь питания.
Кто здесь самый крупный? (сова)
А мышь крупнее желудя. Но если бы у нас были волшебные весы, мы бы взвесили всех сов потом мышей, а затем все желуди. Окажется что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов / Желуди (очень, очень много), мышей (много), сов (мало).
Случайно это? Нет. Одной сове надо много мышей, а мышке очень много желудей.
Получилась ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА.
Рисунок в книге стр. 103 (на доске рисунок).
Не видимые пирамиды есть в лесу. Хищников меньше, чем растительноядных животных, а их меньше, чем растений.
V. Итог урока.
Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию дуба и цепь питания.