"С кем дружит дуб". Окружающий мир.

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Познакомить и добиться усвоения понятия пищевой сети и невидимой пирамиды в дубовом лесу .
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.
  3. Работать над расширением кругозора, учить наблюдательности.

Оборудование:

  1. картины;
  2. схемы пищевой сети в дубовом лесу;
  3. экологические знаки;
  4. компьютер, мультимедийный проектор, презентация«Дуб».

Ход урока

I. Организация класса.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по вопросам:

а) На какие группы делятся животные в зависимости от питания?

б) Что такое цепь питания?

в) Назовите цепи питания?

г) Почему цепи питания начинаются с растений?

д) Какое второе звено в цепи питания? (растительноядные)

е) Третье звено цепи питания ? (насекомоядные или хищники)

ё) Как хищники приспосабливаются к добыванию пищи?

ж) Как приспособились животные защите?

з) К какой группе относится божья коровка? (насекомое-хищник)

и) Составьте цепь питания божьей коровки. (растение-тля-божья коровка)

Сообщения учащихся о божьей коровке.

III. Объяснение нового материала.

Игра «Угадайка»

1. Как в народе называют божью коровку?

Д- солнышко (правильно)

Т- тучка

Р - кнопочка

2. Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?

Ю -количество лет.

У - к какому виду относится (правильно)

3. Как ведут себя пауки , если в их сети попадает божья коровка?

К - быстро начинает есть.

Б - обрывают нити и освобождают жуков. (правильно)

Какое слово получилось?

Что обозначает это слово?

Итак сегодня у нас в гостях ДУБ.

Показ презентации (приложение).

Сегодня мы узнаем, с кем дружит дуб, изучим экологические связи в дубовом лесу.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревце.
Ветерок всё тише-тише,
Деревце всё выше-выше.

Дети говорят правила поведения в лесу. (экологические знаки)

2. Пищевая цепь дуба.

- Хорошо ребята. Знаете как вести себя в лесу. В лесу должна быть тишина. Идём в дубраву.

Д
У
Б

 

 

кабан – волк -
лось – лиса
мышь – сова

Обращаемся к слайду № 11.

Эти животные и птицы напрямую связаны с дубом. Они питаются листьями, желудями. На этих животных охотятся хищники /волк, лиса и т. д. /значит они тоже связаны с дубом, но не на прямую, а косвенно.

Отдельные цепи питания переплетаются. Образуется пищевая цепь. Она есть в дубовом лесу. Сколько здесь цепей питания? Все обитатели друг с другом связаны, кто на прямую, кто косвенно. Экологи говорят, что лес – это ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.

IV. Закрепление нового материала.

Загадки

  1. В золотой клубочек
    Спрятался дубочек (желудь).
  2. Эта маленькая крошка
    Рада даже хлебной крошке
    Потому что дотемна
    В норке прячется она (мышь).
  3. У неё глаза большие,
    Хищный клюв – всегда крючком,
    По ночам она летает,
    Спит на дереве лишь днем (сова).

Картинки (Желудь, мышь, сова) цепь питания.

Кто здесь самый крупный? (сова)

А мышь крупнее желудя. Но если бы у нас были волшебные весы, мы бы взвесили всех сов потом мышей, а затем все желуди. Окажется что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов / Желуди (очень, очень много), мышей (много), сов (мало).

Случайно это? Нет. Одной сове надо много мышей, а мышке очень много желудей.

Получилась ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА.

Рисунок в книге стр. 103 (на доске рисунок).

Не видимые пирамиды есть в лесу. Хищников меньше, чем растительноядных животных, а их меньше, чем растений.

V. Итог урока.

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию дуба и цепь питания.