Литературное чтение. В.П. Катаев. "Дудочка и кувшинчик"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Познакомить детей с рассказом В.П.Катаева «Дудочка и кувшинчик».
  2. Познакомить с краткой биографией автора, рассказать о книгах для самостоятельного чтения.
  3. Развивать произвольное внимание и умение концентрироваться.
  4. Развивать навыки быстрого, правильного и осознанного чтения.
  5. Воспитывать трудолюбие.

Оборудование: шифровка на доске и на партах, выставка книг В.Катаева, разрезанные пословицы на слова, дудочка, кувшин, игрушка-гриб, цветик-семицветик из цветной бумаги.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. «Растрёпанный воробей» К.Г.Паустовский

Выставка иллюстраций. Обсуждение рисунков. (Из рисунков составить картинный план и пересказать выборочные эпизоды.)

III. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

(Показываю красивый семицветный цветок, сделанный из цветной бумаги.)

- Ребята, посмотрите на этот волшебный цветок. Сколько у него лепестков? Стоит нам оторвать один лепесток, загадать желание и оно сбудется.

- Кто из вас знает, из какого произведения этот цветок? (Цветик – семицветик.)

- О чём эта сказка?

- Чему она нас учит?

- А кто автор этой сказки?

IV. Знакомство с биографией В.П.Катаева.

а) Рассматривание выставки книг В.Катаева. (Выставка книг В.Катаева)

б) Рассказ о писателе. (Слайд №2, приложение)

Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель, родился в семье учителя 16(28) января 1897 года в г. Одесса. Начался печататься в 1910 году. В 1915 -17гг. был на фронте. С 1918 по 1920гг. участвовал в Гражданской войне, работал в Российском телеграфном агентстве. Сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и др. Начиная с 30-х годов в творчестве Катаева с особой силой зазвучала патриотическая тема.

В 1955-61гг. В.П.Катаев – главный редактор журнала «Юность». Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. Награждён двумя орденами Ленина, а также другими орденами и медалями.

V. Разминка.

(Слайд№3, приложение)

а) - Сегодня мы будем читать рассказ, в котором показано, как умеет прятаться в лесу ягода. А у нас спрятались 7 ягод. Найдите их. (Шифровка)

(Земляника, крыжовник, смородина, вишня, черника, клубника, малина.)

б) – Перед вами предметы. Назовите их. (Дудочка, кувшинчик, старик – Боровик- игрушка.)

- Как называется рассказ, который мы будем читать на уроке? (Дудочка и кувшинчик.)

в) Разучивание скороговорок (слайд№4, приложение)

Дед Данила делил дыню.
Дольку Диме, дольку Дине.

Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится.

VI. Изучение нового материала

а) Чтение рассказа «Дудочка и кувшинчик».

б) Беседа по содержанию и выборочное чтение.

- Почему такое название?

- К какому литературному жанру можно отнести? Почему?

- Зачем Женя и вся её семья пошли в лес? (Слайд №5, приложение)

- Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик?

- Что для сбора земляники досталось Жене?

- Какие советы давали Жене мама и папа? (Слайд №6, приложение)

- Послушалась ли Женя советов родителей?

- Прочитайте, как Женя искала ягоды на своей поляне в самом начале?

- Как надо было собирать землянику?

- Была ли Женя трудолюбивой и усидчивой девочкой? Почему вы так решили?

- Почему Женя ушла со своей полянки и куда она направилась?

- Прочитайте, как выглядел старичок, которого повстречала в лесу Женя. (Слайд №7, приложение)

- Автор говорит, что дудочка играла «чудную музыку». Кто и как реагировал в лесу на эти звуки? Найдите в тексте. (Слайд №8, приложение)

- Почему Женя не смогла собрать все ягоды на поляне?

- Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»?

- Что рассердило старика-лесовика?

- Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик? А ведь она боялась устать? (Слайд №9, приложение)

- Что помогло Жене перемениться? (Слайд №10, приложение)

VII. Физкультминутка

VIII. Закрепление изученного материала.

а) Пересказ по слайдам.

б) Работа с пословицами

- Из отдельных слов соберите пословицы о труде. (На каждой парте конверт со словами. Нужно из слов собрать пословицу.)

г) Проверка. (Слайд №11, приложение)

Глаза страшатся, а руки делают.
Терпенье и труд все перетрут.
Где труд, там и счастье.
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
Умелые руки не знают скуки.

в) Обобщение пословиц (Слайд №12, приложение)

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

- Как понимаете эту пословицу?

IX. Итог урока

- Изменяется ли характер Жени на протяжении рассказа?

- Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком – боровиком?

X. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию и подготовить отрывок.