Программа элективного курса для учащихся 9-х классов "Город и его экология"

Разделы: География, Экология


Пояснительная записка

В системе географических знаний особое место приобретают знания о формировании и развитии городской среды жизни человека. В городских поселениях формируется особая (урбанизированная) среда, являющаяся продуктом взаимодействия природы и человеческой деятельности.

Проблемы городов к концу XX века приобрели статус глобальных, ими занимаются представители многих научных дисциплин – экономисты, социологи, экологи, географы.

Элективный курс «Город и его экология» предназначен для учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 34 ч. (1 ч в неделю), состоит из 2 самостоятельных курсов по 17 часов каждый.

Основные цели и задачи элективного курса «Город и его экология»

  • Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями о городах мира, их проблемах и перспективах развития для будущей профессиональной деятельности.
  • Дополнить и углубить знания учащихся о пространственных аспектах урбанизации.
  • Исходя из специфики курса, более детально ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами городов.
  • Привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, радио, телевидение).

После изучения данного курса учащиеся должны:

  • иметь представление об основных вопросах мировой урбанистики;
  • понимать роль городской среды как среды жизни человека, ее качество, факторы формирования, оптимизации;
  • уметь оценивать влияние различных факторов на городскую среду, осуществлять прогноз и перспективное планирование;
  • уметь пользоваться литературными источниками информации;
  • усвоить навыки экологической культуры.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Города мира» предназначена для учащихся 9 классов.

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с крупными городами мира. Рассматривая особенности истории возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах их роста, учащиеся получают первоначальные знания по географии мировой урбанистики. Курс «Города мира» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения учащимися разных профилей. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс, который может максимально способствовать реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

лекц.

практ.

семин.

1.

Введение

1

 

 

 

 

2.

От города до мегаполиса

3

2

1

 

Тестирование

3.

Основные исторические типы городов

6

3

2

 

Тестирование

4.

Города в территориальной структуре хозяйства

4

1

1

2

Участие в
семинаре

5.

Современные города России и мира

2

1

 

1

Участие в
семинаре

6.

Итоговое занятие

1

 

1

 

 

 

Итого:

17

 

 

 

 

Содержание

Введение. (1 час).

Тема 1. От города до мегаполиса. (3 часа).

Лекция: Город. Типы городов. Что такое город. Классификация городов (1 час)

Лекция: Город, городская агломерация, мегаполис – как формы расселения. Самостоятельная работа: Урбанизация, ее глобальный характер
(1 час).

Тема 2. Основные исторические типы городов. (6 часов).

Лекция: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока. (1 час)

Самостоятельная работа: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока. (1 час).

Лекция: Города Нового времени. Города Древней Руси и России (с древнейших времен до начала XX века) (1 час).

Лекция: Города XX века. (1 час).

Семинар: Города: история и современность. Город – центр своего
окружения. (1 час).

Тема 3. Города в территориальной структуре хозяйства. (4 часа).

Лекция: Города – опорный каркас расселения. (1 час).

Самостоятельная работа: Концепции развития городов. (1 час).

Семинар: Города мира: история и современность. (2 часа).

Тема 4. Современные города России и мира. (2 часа).

Лекция: Типы современных городов мира. Города России. (1 час).

Семинар: Города XXI века: перспектива и реальность. (1 час).

Заключительное занятие. (1 час).

Литература для учащихся.

  1. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2002.
  2. В.Н. Холина. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Географические атласы для средней школы.
  4. Детские исторические и географические энциклопедии.
  5. Исторические атласы для средней школы.
  6. Камерилова Г.С. «Экология города». 10-11 класс. – М.: Просвещение, любое издание.
  7. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М: Просвещение, 2002.

Литература для учителя

  1. А.Э. Гутков, В.Л. Глазычев. Мир архитектуры: лицо города. – М.: 1990.
  2. В.Н. Холина. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 2002.
  3. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Г.М. Лаппо. География городов. – М.: 1997.
  5. Е.Н. Перцик. Города мира. География мировой урбанизации. – М.: 1999.
  6. Исторические и географические атласы.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Экология города» предназначена для учащихся 9 классов.

В системе экологических знаний особое место приобретают прикладные аспекты экологии, в том числе связанные с формированием и развитием городской среды как среды жизни человека. Они составляют содержание элективного курса экологии города.

В городских поселениях формируется особая городская среда, являющаяся продуктом взаимодействия природы и человеческой деятельности. Концентрация в городах населения, промышленности, транспорта определяет силу антропогенного воздействия на природную среду и проявление всех экологических проблем.

Цели элективного курса «Экология города»:

  • Дать представление о городской среде как среде жизни человека, ее качестве, факторах формирования, оптимизации.
  • Развить умения оценивать влияние различных факторов на городскую среду, осуществлять прогноз и перспективное планирование.
  • Воспитывать эстетический вкус, бережное, ответственное отношение к природному и культурному окружению.

Основные понятия курса: городская среда, качество среды, компоненты среды, факторы формирования, здоровье, экологическая ситуация, экологическая проблема и др.

В процессе изучения предполагается взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности. Программа курса открывает возможности для
организации творческих форм занятий через дискуссии, семинары, экскурсии.

Элективный курс «Экология города» может изучаться совместно с курсом «Города мира», а также отдельно от последнего, т.е. самостоятельно.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

лекц.

практ.

семин.

1.

Введение

1

 

 

 

 

2.

Экология города как прикладная экологическая область знаний

2

1

1

 

Тестирование

3.

Городская среда и ее качество

6

3

2

1

Тестирование

4.

Экологические проблемы городов

5

1

2

2

Участие в
семинаре

5.

Пути решения экологических проблем

2

1

 

1

Участие в
семинаре

6.

Итоговое занятие

1

 

1

 

Защита творческой работы

 

Итого:

17

 

 

 

 

Содержание

Введение. (1 час). Актуальность задачи, содержание и структура курса.

Тема 1. Экология города как прикладная экологическая область знаний. (2 часа).

Лекция: Городская среда как среда жизни человека. (1 час)

Самостоятельная работа: Функционирование городской среды по принципу экологического равновесия. (1 час).

Тема 2. Городская среда и ее качество. (6 часов)

Лекция: Качество городской среды, критерии качества. Показатели качества: экономические, санитарно-гигиенические, социологические, эстетические. (1 час).

Самостоятельная работа: Здоровье – показатель качества городской среды. (1 час).

Лекция: Мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния городской среды под влиянием антропогенной деятельности. Станции наблюдения. (1 час).

Самостоятельная работа: Анализ системы мониторинга городской среды. (1 час).

Семинарское занятие: Качество городской среды одного из городов. (1 час)

Тема 3. Экологические проблемы городов. (5 часов).

Лекция: Экологические проблемы городов: природно-ландшафтные, ресурсно-хозяйственные, антропоэкологические. Загрязнение. (1 час).

Самостоятельная работа: Виды загрязнения городской среды. Главные источники загрязнений. Основные вещества-загрязнители. (1 час).

Самостоятельная работа: Транспорт – основной источник загрязнения городской среды. (1 час).

Семинарское занятие: Физическое загрязнение: радиоактивное, тепловое, шумовое, электромагнитное; биологическое загрязнение. Проблема городских свалок. (2 часа).

Тема 4. Пути решения экологических проблем. (2 часа).

Лекция: Пути решения экологических проблем: технологические, экономические, правовые, архитектурно-планировочные, воспитательные. (1 час).

Семинарское занятие: Пути решения экологических проблем городской среды. (1 час)

Итоговое занятие: Защита творческой работы. (1 час).

Литература.

  1. Григорьев А.А. Уроки экологических просчетов. – Л. 1991.
  2. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир. – М. 1985.
  3. Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. – М.; 1987.
  4. Перцик Е.Н. Среда человека: предвидимое будущее. – М., 1990.
  5. Холина В.Н. География человеческой деятельности. – М., 2002.
  6. Камерилова Г.С. Экология города. Учебник для 10-11 кл.
  7. Яницкий О.А. Экологическая перспектива города. – М., 1987.
  8. Исторические и географические атласы.