Цели:
- закрепить знания учащихся о пользе птиц, о бережном отношении человека к ним в разное время года;
- расширить знания учащихся интересными сведениями о жизни птиц;
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, ответственное и действенное отношение к природе;
- развивать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.
Ход занятия
I. Вступление
Лицом к весне
Потихоньку
Снег сошёл,
Почернел
И стаял,
Всем на свете
Хорошо:
В роще -
Птичьим стаям,
На деревьях -
Лепесткам,
Клейким
И пахучим,
В синем небе -
Облакам,
Лёгким
И летучим,
Лучше всех
На свете - мне:
По сырой тропинке
Я бегу,
Лицом к весне,
Промочив
Ботинки.
Роман Сэф
В воскресенье мы простились с зимой, которая побаловала нас в этом году снегом, морозами, зимними забавами. Наступила весна. Чего вы ждёте от будущей весны?
(Ответы детей.)
Каждое живое существо с нетерпением ждёт весны, тепла, света, чего-то нового. Весна – время пробуждения, перемен. Но особенно долгожданное это время года для птиц. Как выдумаете почему?
(Ответы детей.)
Действительно, для птиц весна – это время возвращения на Родину. Неслучайно в дни возвращения птиц из тёплых стран отмечается День птиц.
Всемирный день птиц начали отмечать с 1 апреля 1906 года, когда была подписана Международная конвенция (договор) об охране пернатых. Но и без принятия конвенции в России считалось преступлением разорить гнездо или убить птицу. Российские крестьяне для скворцов вывешивали цилиндрические ящики из коры.
Для аистов в Белоруссии и Украине по традиции весной на столбах выставлялись колёса от телег. В России всегда с любовью относились к птицам, считая их живыми символами свободы, красоты, счастья.
Праздник ещё важен и тем, что именно в эти первые весенние промозглые дни, птицы демонстрируют нам великое чудо любви к Родине, преодолевая тысячи километров с более тёплых краёв, принося благую весть о наступающей весне. Даже слабая птица готова преодолеть огромные расстояния, вынести тяготы, отказаться от сытого, тёплого края, для того, чтобы её дети увидели белый свет на бескрайних просторах России. Именно у нас, на своей малой Родине, каждую весну крик перелётных птиц мог бы стать для всех песней любви к Отчизне.
II. Постановка целей занятия
Сегодня проведём познавательную игру, которая будет подготовительным этапом к Всемирному дню птиц.
А почему человек уделяет такое внимание птицам?
(Ответы детей.)
К сегодняшнему занятию вы получили задание провести исследование, какое значение имеют птицы в жизни человека.
III. Игра «Прилетели птицы…»
Я сейчас буду произносить слова, которые будут обозначать названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же даёте сигнал – хлопок, называя мою ошибку.
- Прилетели птицы:
Голуби, куницы… - Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… - Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… - Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки… - Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совки-сплюшки… - Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
IV. Птицы – защитники от насекомых
Птицы – верные помощники, защитники наших лесов, полей, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодоножек и грызунов.
По-разному вредят эти насекомые. Одни грызут листву деревьев, другие подгрызают их корни; третьи забираются под кору дерева и точат его изнутри. Одни летают, другие ползают. Но птицы находят их везде.
Трудно представить какое количество вредных насекомых уничтожают за год все птицы, обитающие в нашей стране.
Синица за сутки съедает столько, сколько весит сама.
Одна полёвка за лето уничтожает 1 килограмм зерна, а одна сова за лето съедает 1000 полёвок и мышей: значит, одна сова сохраняет за лето тонну хлеба.
Вот сколько саранчи могут уничтожить розовые скворцы одной колонии. В каждый прилёт к гнезду скворец несёт 3 саранчука по 3 грамма весом каждый. За день пара птиц скармливает птенцам 360 граммов саранчи. За гнездовой месяц пара скворцов уничтожает 10 килограммов 800 граммов саранчи. За месяц тысяча скворцов вместе с птенцами, живущими в колонии, истребляет 22000 килограммов вредителей. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций. Приложение 1)
V. Конкурс «Загадки»
Ой-люли, та-ра-ра-ра!
Заходи-ка, детвора!
Да подумай, посмекай,
Все загадки отгадай.
Загадки – это и игра, и состязание, и развлечение, и учение. Сегодня загадки будут о птицах.
(Дети встают в круг, передают друг другу мяч, произнося при этом слова.
- Ты катись весёлый мячик быстро, быстро по рукам, у кого весёлый мячик, тот загадку скажет нам.
Тот, у кого в руках оказался мяч, тот загадывает загадку.)
У нее глаза большие, |
Спереди шильце, |
Он прилетает каждый год, |
Весь день рыбак в воде стоял, |
Это старый наш знакомый, |
Гнездо своё он в поле вьет, |
Прилетел к нам наконец |
Каждый год я к вам лечу – |
Кто в беретке ярко-красной, |
По лужку он важно ходит, |
Чёрный, проворный, |
Мать, отца не знаю, |
Непоседа пёстрая |
Спинкой зеленоватая, |
VI. Птицы – украшение Земли
Птицы – это песнь и полёт! Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полёты, мелодичное пение.
Птицы – это тайна и красота. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Образы птиц отражены в картинах художников, в творениях народных умельцев.
Птицы – это дети радуги. Перья их переливаются мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы – это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год. Их весёлая, задорная, звонкая, а иногда грустная песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. (Во время рассказа звучит пьеса П.И.Чайковского «Песнь жаворонка». Приложение 2)
VII. Филлворд «Наши пернатые друзья»
Вычеркните вписанные в сетку филлворда слова из списка. Из оставшихся восьми букв составьте слово.
скворец |
|
|
орёл |
VIII. Птицы – двигатель прогресса
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы издавна привлекали внимание человека. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.
До сих пор работают учёные над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелётов птиц.
С давних времен люди наблюдали за полетами птиц и, подобно другим живым существам, стремились летать.
Люди пытались скопировать полет крупных птиц. Китайцы, например, придумали воздушного змея, чтобы подниматься на нем в небо. Многие просто прыгали с высоких башен и откосов, держа в руках планирующие предметы. Леонардо да Винчи создал такие замечательные чертежи летательных аппаратов, по которым в дальнейшем были созданы многие летательные аппараты.
Но хозяевами воздуха, безусловно, являются насекомые и птицы. При планировании птица движется в воздухе продолжительное время, не делая взмахов крыльями и пользуясь восходящими воздушными потоками, которые образуются вследствие неравномерного нагрева солнцем поверхности земли. Скорость движения этих потоков определяет высоту полета птицы. Сейчас в воздухе находятся различные аппараты, летающие по принципу неподвижного (немахающего) крыла. (Приложение 3)
IX. Загадочная картинка
Попробуйте отыскать 13 птиц, которые скрылись на картинке.
X. Обобщение
Какое же значение имеют птицы в жизни человека?
XI. Защита птиц, забота о них
Если птицы имеют такое важное значение в жизни человека, значит, и человеку необходимо заботиться о них.
Как человек может проявить заботу о пернатых друзьях?
З.Александрова "Птичьи песни"
Я знаю все, о чем поют
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
"Ты гнёзда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери –
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат".
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят –
Они и там и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет –
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
"Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!"
И мы не будем разорять! –
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
Много ли требуется от человека, чтобы позаботиться о птицах? Кто из вас видел скворечник? Кто мастерил скворечник с родителями? Какие правила нужно соблюдать, чтобы сделать хорошее гнездовье?
Сценка "Разговор Скворца с Синицей".
Синица. Здравствуйте, дорогой Скворец! Поздравляю вас с благополучным возвращением на родину.
Скворец. Спасибо! Я сам очень рад.
Синица. Довольны ли вы новой квартирой?
Скворец. Сейчас я ее осмотрю. Хорошо, что ребята не стругали ту сторону доски, которая обращена вовнутрь. Птицам по шершавой доске удобней выбираться из гнезда. Приятно, что дом снаружи выкрашен темной краской.
Синица. Проверьте, крепко ли забиты гвозди, хорошо ли проконопачены щели.
Скворец. Вы правы! Ужасно, когда квартира качается из стороны в сторону, но на этот раз все в порядке.
Синица. Вас не огорчает отсутствие жердей?
Скворец. Да что вы! Они нужны только кошкам!
Синица. Где и когда вы дадите свой первый концерт?
Скворец. Сегодня на крыше скворечни. Вы знаете, у меня особый дар: перенимать чужие голоса и звуки. Я могу квакать, как лягушка, скрипеть, как телега, свистеть, как дрозд.
Какие же правила вы будете соблюдать, мастеря скворечник?
XII. Создание проекта
Чтобы рассказать другим о важности заботы и защиты птиц, о том, как это можно сделать, предлагаю выбрать один из видов работы:
- нарисовать знак;
- придумать стихотворение;
- создать эскиз необычного скворечника.
После выполнения задания объясните, что хотели рассказать в своей работе.
(Защита проектов.)
XIII. Домашнее задание
По чертежам со своими родителями попробовать сделать скворечники.
XIV. Итог занятия
Почему люди заботятся о птицах?
Как они это делают?