Урок музыки. 5-й класс, 2-я четверть. "Взаимодействие музыкального и литературного искусства моего народа"

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель: формирование осознанного восприятия произведений различных видов искусства и их взаимодействия.

Задачи:

  • ознакомление с особенностями татарской музыкальной культуры и литературы.
  • развитие восприятия интонационных особенностей музыкального произведения.
  • воспитание любви к музыкальной культуре родного края.

Оборудование:

  • Музыкальные произведения: А.Ключарев Обработка народной песни «Тафтиляу», песня «Туган тел», М.Музафаров пьеса для фортепиано « По ягоды», Ф.Ярулин фрагменты из балета«Шурале», песня «Солнечный край» муз. Л.Батыркаевой сл. А.Рашитова, песня «Так весело плясать» муз. Л.Батыркаевой сл. А.Зарипцва.
  • Литературные произведения: Г.Тукай стихотворение «Родной язык», стихотворение «Родная деревня» (фрагмент), поэма «Шурале» (фрагменты), М.Джалиль стихотворение « По Ягоды».
  • Портреты композиторов и поэтов: А. Ключарев, М. Музафаров, Ф.Яруллин, Г.Тукай, М. Джалиль
  • Слайды (мультимедиа): Л. Фаттахов «Сабунтуй», Б.Щербаков «Овраг», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Голубые дали», И. Грабарь «Рябинка».
  • Видеофильм (фрагмент); Сцена из балета «Шурале»
  • Текст песен и мелодия: «Туган тел», «Ласточка», «Тафтиляу».
  • Карточки с определениями: «Пентатоника», «Орнаментика».

Ход урока

Организационный момент.

Музыкальное приветствие на разных языках (вокальное упражнение с разными динамическими оттенками и с разными штрихами).

В современном мире, благодаря развитию средств информации и связи, все народы как бы сближаются друг с другом. Спутниковое телевидение, компьютерные системы позволяют далеким друг от друга народам почувствовать себя гражданами одной общей планеты. Особое значение имеют национальные традиции, потому что традиция позволяет каждому народу сохранить свое лицо, свой неповторимый облик в современном мире. Поэтому все народы берегут и изучают своё народное искусство, которое создавалось веками талантливыми предками, изучают сказки и легенды, танцы и напевы, костюмы и архитектуру. На сегодняшнем уроке мы будем исследовать искусство нашего татарского народа, его особенности, и как в произведениях композиторов, писателей, художников Республики Татарстан используется богатство народной культуры и получают дальнейшее развитие в современной жизни.

Слайд на компьютере.

Тема урока: Взаимодействие музыкального и литературного искусства моего народа.

«Прекрасен ты, мой край родной, прекрасны люди, песни их и танцы».

Звучит мелодия татарской народной песни «Аниса» на блок-флейте в исполнении ученицы.

Исполнение на курае песни «Галиябану».

Сопоставление звучания флейты и курая.

- Какому народу принадлежат прозвучавшие мелодии?

Музыка татарского народа имеет особое звучание, особый лад. Татарский лад состоит из пяти ступеней и называется пентатоника.

Слайд на компьютере (рисунок 1)

Рисунок 1

Пентатоника — это основная особенность татарской традиционной музыки, её унаследовали и современные композиторы. Татарская традиционная музыка — одноголосная, т.е. главным выразительным средством является мелодия, к ней приковано всё внимание слушателей, именно её должен украшать певец или музыкант. Отсюда вытекает ещё одна важная особенность татарской мелодии. Эта особенность встречается в протяжных лирических песнях и у других народов.

- Определите, за счет чего так плавно и широко звучит русская лирическая песня, например, «Вниз по матушке по Волге». В этой песне встречается много широких распевов.

В татарских мелодиях тоже много распевов. Бывают короткие распевы, а бывают более продолжительные распевы. В результате распева слогов в народных напевах возникает мелодический «орнамент».

Слайд на компьютере (рисунок 2)

Рисунок 2

Это ещё одна особенность татарской традиционной музыки. Развернутые, продолжительные распевы называются орнаментика. Прослушивание песни «Тафтиляу».

«Тафтиляу» – одна из многочисленных татарских протяжных песен, в которых встречается богатая и разнообразная орнаментика. В народе мастерство певца оценивается по умению исполнять протяжные песни. Певец во время пения может создавать всегда новую орнаментику, т.е. импровизировать.

Сопоставим мелодию песни «Тафтиляу» в исполнении на фортепиано в обработке А. Ключарева.

Музыка каждого народа всегда связана с его языком. А татарский язык очень мелодичен. Особую музыкальность языку придают гласные, они разные по звучанию твердые и звонкие, мягкие и напевные: всё это придает языку музыкальность. Вот откуда обилие продолжительных длинных распевов в татарских мелодиях.

Слушаем музыкальность татарского языка.

Стихотворение «Туган тел» Г.Тукая звучит в исполнении ученика.

Слайд на компьютере (Текст стихотворения) (рисунок 3)

Рисунок 3

Определение автора стихотворения. Поэт Г.Тукай.

Слайд на компьютере (Портрет Г.Тукая) (рисунок 4)

Рисунок 4

Известно, что Тукай с детства любил народные песни и знал их великое множество. Мелодия песни «Туган тел» существовала с другими словами.. Когда Тукай написал своё стихотворение «Родной язык», то эти стихи так полюбились людям, что песня стала звучать только с этими стихами Тукая.

Исполнение песни «Туган тел» учащимися.

Сопоставление исполнения песни «Туган тел» а капелла с исполнением песни с текстом. Определение понятия «вокализ».

Слова придают песне душевность, теплоту, мы понимаем о чем поем, когда есть слова.

Исполнение песни «Туган тел» учащимися с аккомпанементом.

Отмечаем в исполнении певучесть и красоту родного языка, теплоту мелодии с орнаментом музыкальных распевов.

Вывод: стихи и мелодия в песне живут в единстве, они сливаются, взаимодополняют друг друга. Есть такая поговорка «Из песни слова не выкинешь».

Жизнь народа очень разнообразна: бывают будни с трудами, бывают праздники с отдыхом.

Повторение жанров народных песен (лирические, колыбельные, плясовые, хороводные, солдатские, частушки, шуточные).

Песни сочиняли талантливые люди из народа, самоучки, которые играли на народных инструментах и сочиняли создавали прекрасные мелодии о жизни людей, о красоте родной земли.

- Где же черпали они эту красоту, что было источником их вдохновения?

Люди видели красоту в окружающей их природе. Родная земля прекрасна в любое время года. И в каждом времени есть своя особая красота.

Слайд на компьютере (картины о природе русских и татарских художников) (рисунки 5, 6, 7)

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Стоит моя деревня на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком
Люблю душой и телом я всё в краю моём.
(Фрагмент стихотворения Г.Тукая «Родная деревня».)

Вот эта природа и рождала стихи, песни в сердцах народных поэтов.

Современные поэты и композиторы продолжают эти традиции, создают прекрасные музыкальные произведения о красоте родного края.

Песня «Солнечный край» муз. Л.Батыркаевой сл.А.Рашитова исполняется учащимися.

У татарского композитора М.Музафарова есть удивительно поэтичная песня «По ягоды» на стихи поэта М.Джалиля.

Стихи Джалиля «По ягоды» исполняет ученица.

Композитор сделал переложение этой песни для фортепиано.

Исполнение фортепианной пьесы М.Музафарова «По ягоды» учителем.

Исследуем особенности данного произведения: лад, орнаментика, темп, характер, форма и т.д.

Но мудрость, душа народа, его мечты, чаяния отразились не только в песнях, но и в сказках.

Слайд-викторина татарских сказок на компьютере («Водяная», «О козе и баране», «Шурале»). (рисунок 8)

Рисунок 8

Эти сказки созданы Тукаем на основе народных сказок и легенд. Все эти народные предания переплавлялись творчеством поэта в талантливые стихотворения, поэмы, песни и возвращались обратно народу.

Природа нашей земли разнообразная. Есть в наших краях густые, темные леса, где обитали не только дикие звери, но и, как сказано в народных легендах, было полно лесной нечести.

Слайд на компьютере (Деревянная скульптура «Шурале») (рисунок 9)

Рисунок 9

Фрагмент из поэмы Г.Тукая «Шурале» читает ученица.

Шурале – это образ чаще других встречающийся в татарских сказках, самый фантастический, загадочный и страшный.

Сказки татарского народа, сказки Г.Тукая, созданные на основе народных сказок, стали жемчужинами татарской литературы и вдохновляли впоследствии композиторов, художников, скульпторов на создание талантливых балетов, симфоний, песен, живописных полотен, скульптур и т.д. По произведениям Тукая написано много музыкальных произведений.Наиболее известные: это балет А.Бакирова «Водяная» и балет Ф.Яруллина «Шурале».

Слайд на компьютере (портрет Ф.Яруллина) (рисунок 10)

Рисунок 10

Фрагмент из поэмы Г.Тукая «Шурале» (портрет-описание Шурале) читает ученик.

Слушание фрагмента из балета Ф.Яруллина «Шурале».

Слайд на компьютере (сцена из балета «Шурале») (рисунок 11)

Рисунок 11

Анализ фрагмента из балета Ф.Яруллина «Шурале».

Балет Ф.Яруллина пользуется огромной любовью у нас в Казани, он идет на сценах Москвы и Петербурга, с успехом прошёл по сценам Зарубежных театров – и везде имел огромный успех. Мы вам рекомендуем посетить этот красочный балет и послушать замечательную музыку Ф. Яруллина. На наших музыкальных уроках мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями, написанными на сюжеты татарских сказок.

Вывод: Итак, мы поняли, что если бы не было сказок Тукая «Водяная», «Шурале», то не появились бы балеты композиторов А.Бакирова и Ф.Яруллина. Т.е. значение литературных произведений, сюжетов для музыкального искусства бесспорно. Искусства взаимодополняют друг друга, взаимодействуют. Музыка талантливого композитора Ф.Яруллина придала стихам Г.Тукая особые краски и яркость. Слушая музыку, мы намного ярче и нагляднее представляем творчество поэтов и писателей. Музыка и литература прекрасно дополняют друг друга.