Триединая цель:
- Обучающая: познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли; развить умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды; осуществлять оперативность в работе.
- Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии Флоры и Фауны мира; формировать умение видеть и ценить прекрасное в природе, способствовать развитию монологической речи.
- Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе (в группах или в парах), формировать чувство бережного отношения к растениям и животным, интереса к предмету через развитие творческой активности учащихся.
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Оснащённость урока: глобус, географическая карта полушарий, картины с изображением животных и растений разных материков, учебник Н.И.Сонина «Природоведение». 5 класс. М.: Дрофа, 2001г.
Раздаточный материал: технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами.
Всё неизвестно! А пока туманы
Плывут под парусами корабля.
Там позади, - покинутые страны,
Там впереди, -Чудесная Земля.
Эдуард Багрицкий
Ход урока
1. Организационный момент (3 мин.).
Здравствуйте, ребята! Я — генеральный директор компании МОН «Живая природа». Меня зовут Маслакова Оксана Николаевна. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие по континентам, где живут живые существа.
В реальной жизни не каждому удаётся стать участником экспедиций, открытий. И сердце с грустью отзывается на трогательные строки Э.Багрицкого. Зачитывается отрывок из стихотворения, взятый в качестве эпиграфа.
У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Мы отправляемся в заочное путешествие по следующему плану:
- Особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая.
- Своеобразие растений и животных Африки.
- Растительный и животный мир Северной Америки, его особенности.
- Редкие растения и животные Южной Америки.
- Особенности растений и животных Австралии.
- Особенности растений и животных Антарктиды.
Учитель: А как мы назовем тему нашего путешествия? (Учащиеся на местах предлагают названия темы урока).
Каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своего отправления (учащиеся самостоятельно формулирует общую цель: познакомиться с растительным и животным миром материков, раскрыв особенности живых организмов, приспособленных к различным условиям их обитания).
Отправляясь в дорогу, путешественник берет маршрутный лист, ручку, карандаш и, конечно же, справочник. А как вы думаете, что могло бы стать маршрутными листами?.. Сегодня нашими маршрутными листами станут тетради, а справочниками - учебники.
Открываем маршрутные листы и записываем тему нашего путешествия: «Жизнь на
разных материках».
II. Актуализация знаний. (Беседа, основывающаяся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на жизненном опыте). Разминка — викторина «Самый, самая, самое...».
а) Сколько материков на Земле? Назовите их.
Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия,
Антарктида.
б) Какой материк самый крупный на нашей планете? Евразия. В Евразии расположено самое глубокое озеро — это... Байкал. 1639 м.
в) Какой материк самый маленький? Австралия.
г) Какой материк самый жаркий? Африка. В Африке самая длинная река нашей планеты - это... Нил.
д) Какой материк самый влажный? Южная Америка. В Южной Америке самая полноводная река планеты — это... Амазонка.
е) Какой материк самый холодный? Антарктида. -89,2°С.
Молодцы!
Ш. Формирование новых знаний. Заранее создать группы.
1. Учащиеся поэтапно знакомятся с материалом, касающимся наиболее интересных представителей растительного и животного мира.
а) Класс разбит на 6 групп. Каждая группа получает название маршрута экспедиции:
- 1 группа — Европа,
- 2 группа — Африка,
- 3 группа — Северная Америка,
- 4 группа — Южная Америка,
- 5 группа — Австралия,
- 6 группа — Антарктида.
Путеводитель или маршрутный лист (задания — вопросы), назначают руководители экспедиции (группы).
б) Каждая группа активно работает, осуждая ответы на вопросы. В этот момент учащимся разрешается пользоваться учебником и его рисунками.
1. Аутотренинг. Звучит тихая музыка.
в) Обсуждение работы в группах. Заслушиваются открытия путешествия на материк. Выступают руководители экспедиции.
г) Рецензия на руководителя экспедиции по схеме, схема в папках у каждого ученика на столе (если успевают по времени, или оставить на конец урока).
- Эмоциональность и выразительность.
- Правильность ответа.
- Полнота ответа.
- Недостатки и неточности.
2. Работа исследовательской группы. Время на подготовку такое же, как и у творческих групп.
Задание по физической карте полушарий на стр.122-123.
Внимательно рассмотри растительный и животный мир на разных материках.
Ответь на следующие вопросы:
- На каком материке водится дикая собака Динго? Австралия.
- На каком материке нет змей? Антарктида.
- Какой материк является родиной кактусов? Южная Америка.
- На каком материке можно встретить бурого медведя, соболя и белку? Евразия.
- На каком материке находится «страна бегемотов» и самый первый чемпион среди птиц по бегу? Африка.
- Какой материк является родиной домашней индейки? Северная Америка.
IV. Первичное закрепление материала.
Путешествие наше подходит к завершению. И мы подводим итоги.
1. Назовите названия растений и животных, с которыми вы встретились сегодня в ходе путешествия (рис, большая панда, баобаб, жираф, секвойя, полосатый скунс, виктория регия, серая агриппа, дровосек-титан, эвкалипт, кенгуру, мхи и лишайники, пингвин).
2. Зачитываются особенности растений и животных разных континентов. Вам нужно узнать, о ком идет речь?
- Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека».Напишите его. Рис.
- Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Кенгуру.
- Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс.
- Растение — рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и «полнеть». Баобаб.
- Это необыкновенное растение имеет удивительные листья, на которых спокойно может сидеть 6-летний ребенок. Виктория регия.
- Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин.
3. Соотнесите виды растений и животных с материками, на которых они живут. «Верните нас в родные места».
Рис |
|
Австралия |
Кенгуру |
|
Антарктида |
Скунс |
|
Южная Америка |
Баобаб |
|
Евразия |
Виктория регия |
|
Африка |
Пингвин Северная |
|
Америка |
4.Работа в парах. Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку.
VI. Рефлексия. Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие... необходимо подвести каждого из учащихся к проблеме природоохраны.
А я бы сказала главные слова...
Прекрасной быть должна Земля
Она у всех у нас одна.
А мы — хозяева Земли
И охранять её должны.
Мы сохраним зверей и птиц,
Бобров, гепардов и лисиц,
Дроздов,грачей и глухарей,
Малиновок и снегирей.
Под небом зашумят леса,
Не смолкнут птичьи голоса.
И торжество природы
Благославят народы.
VII. Домашнее задание: стр.120-121, составьте памятку туристу, отправляющемуся в ... Обозначить маршрут, вид транспорта, точку отправления, особенности одежды, меры безопасности.
Приложение. Технологические карты (№ 1-7)